ЭТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ БОГОМИЛОВ
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ГУМАНИЗМ
Тесная связь богомильского учения с ранним христианством находит выражение и в его этических и социальных взглядах, которые в значительной степени целостно характеризуют его облик. В основе лежит евангельская мораль, провозглашенная Христом и апостолами, то есть призыв к возрождению сказанного в новозаветных писаниях, — так кратко могут быть обозначены проповеди богомилов по этико-социальной тематике.
Первые сведения о характере их проповеди находим в Беседе, в основном, в связи с спором между Козьмой Пресвитером и еретиками по вопросам о богатстве, о браке, о качествах духовенства. Достаточно подробно идут речь о этических и социальных представлениях богомилов и в "Паноплия догматика". Особенно ценным как источник является отрывок, в котором пересказываются наставления богомильских проповедников, обращенные к их слушателям и приверженцам. "Сначала, говорит Зигабен, они просто наставляют обучаемых, когда увещевают их веровать в Отца и Сына и Святого Духа и знать, что Христос принял человеческую плоть и дал святым апостолам Священное Писание. Они советуют соблюдать евангельские заповеди, молиться, поститься, быть чистыми от всякого пророка, не обладать ничем, терпеть зло и быть смиренным, говорить истину и обличать друг друга. Вообще, они поучают всему доброму".(1)
В подобном духе звучат нравственные взгляды богомилов, изложенные в "Катарском требнике" и особенно в наставлениях, которые получал желающий быть принятым в круг "совершенных". Знай, обращался к нему руководитель религиозного братства, что Христос заповедал человеку не совершать любодеяния, ни человекоубийства, не лгать, не употреблять какой бы то ни было клятвы, не брать чужого, не красть, не поступать с другими так, как не хочет, чтобы поступали с ним, но прощать того, кто сделает ему зло, любить врагов своих и молиться за клевещущих на него. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.(2) Как видим, поучения в духе евангельского гуманизма, проповедующего любовь даже к врагам.
Остро выступали богомилы против убийства и кровопролития. В их космогонии Каин заклеймен как убийца своего брата и как первый человек, принесший это страшное преступление на землю. "Всякий, кто убьет своего брата, человекоубийца", — проповедовали боснийские патарены. Нет случая в Евангелиях, подчеркивали они при спорах с католическим духовенством, чтобы Христос или некий другой святой убил человека ".(3) Неправильно, учили богомилы, убивать и животных.(4)
Проповедовать против убийства и кровопролития означало отрицать и клеймить войны, одно из страшнейших бедствий, которые посещали болгарский народ в средневековье. В этом случае евангельские принципы, которыми руководствовались богомильские проповедники, совпадали с настроениями простого народа и особенно селян, которые больше всех страдали от войны, нашествия и опустошения.
Верные евангельской морали, отвергающей насилие, богомилы осуждали гонения, предпринимаемые против них светской и церковной властью. И тут мы можем воспользоваться одним известием о споре боснийских патаренов с католическим духовенством. Патарены обвиняли католическую церковь, что она нарушает евангельские заповеди о любви к ближнему и с мечом в руках уничтожала всех, кто противопоставлял себя ее догмам. Позволено, утверждали они, ссылаясь на Евангелие, изобличать и преследовать врагов словами, но не убивать их физически, так как это противно евангельским поучениям.(5)
Руководимые мыслью, что нужно проявлять терпимость к другим мыслящим, богомильские проповедники отрицали право церкви выносить приговоры и налагать наказания либо гражданские, либо телесные. И тут ярче всего их взгляды проявляются в боснийском источнике XIII века.(6) Против преследований и наказаний, налагаемых церковной властью ее идейных противников ополчались французские и итальянские катары. Этой теме уделено много места в обширном сочинении итальянского богослова середины XIII века Монеты, пытавшегося одолеть еретиков и доказать им, что "люди церкви" имеют право пользоваться не только духовным, но и мирским мечом.(7) Так он оправдывал разгоревшуюся в его время с большой силой инквизицию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Zigabenus, De haeresi Bogomilorum narratio, ed. G. Ficker, Die Phundagiagiten, Leipzig, 1908, c. 101,13 сл.
2 Ср. Иванов, Й., Богомилски книги и легенди, София, 1925, с. 126
3 Ср. Prolozi za Povjest Bosnaskih Patarena, F. Racki, Starine, 1, 1869, I, с. 118.
4 Ficker, G., Die Phundagiagiten, Leipzig, 1908, c. 59, 13 сл. Ср. Prilozi, Starine I, c. 116 сл. Подобные взгляды находим в манихейском учении.
5 Ср. продолжительный спор по этому вопросу в Prilozi, Starine, c. 116-120.
6 Там же, с. 139.
7 Angelov, D., Der Bogomilismus auf dem Gebiete des byzantinischen Reiches — Ursprung; Wesen und Geschichte. ГСУ, Ист. фил. фак., т. XLIV 1947/48, с.51.
Автор - Д. Алексеев