Космология ап. Павла и история распятия Ев. Луки
| Ключевые слова: раннехристианская космология, учение и представление об ангелах, ангеология, текстология Евангелия от Луки, космологическая понятийная система, учения ранних христиан, кто распял Христа, толкование на Евангелие Луки. |
Вступление
В работе по исследованию космологической системы Посланий апостола Павла была предпринята попытка однозначно доказать, что в мировоззрении апостола Начала и Власти [αρχας και εξοθςιας], распинающие Христа, это не Пилат и не Первосвященник, но некие силы небес, противостоящие и Богу и детям Божьим. Также было показано, что эти силы в учении Павла имеют специфическую связь и с иудеями, с их рукописанием, а также с их (иудеев) духовным рабством. Именно эти силы Христос обезоружил, разоблачил и посрамил. Сами же эти силы, распиная Христа, действовали через людей, будучи вдохновителями. Далее, было проведено небольшое сопоставление, цель которого заключалась в возможном обнаружении идентичной космологической картины в различных книгах Нового Завета. Так, такое сопоставление было предпринято по отношению к истории распятия Христа в Евангелии Иоанна. Таким образом, на основе выделенной понятийной системы была обозначена и соответствующая духовная традиция понимания казни. В данной работе целью ставиться выявление идентичной традиции в Евангелии от Луки.
Рассмотрение истории казни
Итак, последние моменты жизни Спасителя перед распятием. Евангелие от Луки.
Иудеи кричат Пилату
| – распни, распни Его! (Лук.23:21) (Синод. изд.) |
Пилат обращается к иудеям и свидетельствует, что не находит в Нём зла, предлагает наказать, но и отпустить
| 22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. (Лук.23:22) (Синод. изд.) |
Однако толпа с неистовством требует смерти, и Пилат услужил.
Далее. Спасителя ведут на Голгофу.
| 27 Следовало же за Ним великое множество народа и женщин, которые били себя в грудь и плакали о Нем. (Лук.23:27) (Синод. изд.) |
Иисус обращается к идущим за ним женщинам и оплакивающим Его грядущую участь.
| 28 И обернувшись к ним, Иисус сказал: дочери Иерусалимские, не плачьте о Мне; но о себе плачьте и о детях ваших, (Лук.23:21) (Синод. изд.) |
Что-то страшное, трагическое и безысходное должно очень скоро случится с детьми оплакивающих.
| 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! 30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лук.23:219-30) (Синод. изд.) |
Исторически известно, что выросшее поколение Иисуса, здесь же в Иерусалиме будет изрублено как мечами римлян, так и подвергнуто террору религиозных иудейских фанатов - сикариев.
Далее идёт интересуемый в ракурсе данной работы стих с пояснением Христа, относительно происходящих и грядущих событий.
| 31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лук.23:31) (Синод. изд.) |
Обратимся к подстрочному переводу:
| - "потому что если во влажном дереве это делают, в сухом что случится?"--- |
|
Стихи приводятся согласно подстрочныму переводому Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ – UBS. |
Очевидно, что под влажным (зеленеющим, живым) деревом понимается сам Иисус (возможно и Его последователи). С сухим дерево связана судьба в будущем выросших и уничтоженных детей тех матерей, что оплакивают Иисуса, да и вообще жителей Иерусалима. Грядущее событие – это кровавое истребление. Сейчас убивают Спасителя, но вскоре массово будут уничтожены многие. Остановимся на данном стихе.
Кто эти они, и что они делают?
Можно сделать предположение, что объёкты, выполняющие карающие действия, это именно римляне, беспощадно подавляющие восстания в своих колониях. В качестве разработки именно этой тематики можно привести книгу Т.Н. Райта «Иисус и победа Бога». Иисус, в тематике у Т.Н. Райта, отвернутый царь, который предложил путь мира Израилю, путь, который мог предотвратить бойню.
Цитата: «Он умирал как отвергнутый царь, предложенный которым путь мира был отринут. Страдание Израиля он взял на себя, но, увы, самому Израилю все равно было не избежать горькой участи…»
[Т.Н. Райт «Иисус и победа Бога», глава «Дерево зеленое и дерево сухое»]
Однако в этой трактовке есть и "слабое звено". В исследуемой фразе используется два аллегорических сравнения - древо сухое и древо зеленеющее. Сами образы деревьев представлены в пространстве ТаНаХа и связаны с духовной живостью или сухостью.
| 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. (Пс.1:3) (Синод. изд.) |
В исследуемой нами фразе сухость и живость - это прежде всего аллегорические образы с определённо духовным смыслом. Когда влажное – способно приносить плод и мыслится тем, что именно духовно живо. Сухое же плод не приносит и является тем, что духовно мёртво.
В исследуемом нами фрагменте происходит покарание духовно живого. И если так, то согласно исследуемого нами фразы, покарание духовно мёртвого абсолютно неизбежно. Спаситель оперирует аллегорическим духовным критерием, согласно которому НЕКТО казнят и живое (дерево посаженное у потоках вод), несмотря на то, что оно живое, зелёное. НЕКТО, хоть даже и живое, но всё равно его казнит. Тем паче более страшное возмездие будет применено к сухому.
| 31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лук.23:31) (Синод. изд.) |
Покарание сухого, в будущем – событие фатальное, так как уже сейчас, в настоящем, свершается покарание зеленеющего.
И здесь, толкование с карающими римлянами имеет конфликт. Ведь римским завоевателем должно быть абсолютно безразлично кого карать в колонии, кто их жертвы праведники или грешники, иудеи или самаряне, правоверные или неправоверные. Для их мечей существуют только безликие революционеры. Однако в словах Спасителя Евангелия духовная аллегория - критерий обоснования грядущих событий. Некто казнят дерево живое, что же удивляться над грядущей казнью дерева сухого. Если так они относятся к древу живому, то к сухому древу будет ещё и не так. Спаситель оперирует признаком духовной жизни. «Они» - беспощадны к Живому, тем паче к сухому – мёртвому.
Так, вероятно, Т.Н. Райт пытается разрешить возникающий в его трактовке конфликт.
Цитата: «Если Рим сделал это с одним революционером, который даже не поддерживал антиримское восстание, то что он сделает с настоящими бунтовщиками и их сторонниками?»
Однако в трактовке Т.Н. Райта существует смысловая нестыковка, ибо если сухое дерево – «ярый революционер», то дерево влажное, живое – такой себе революционер косвенный, который и не совсем даже революционер. Тогда как настоящие революционеры – исключительно сухие деревья!
Каратели Ев. Луки и космология Павловых Посланий
Рассмотрим данный момент в аспекте космологии представленной Посланиями Павла.
Итак, карающие – это не римляне. ОНИ – судьи и палачи, уничтожающие сухое и даже, посаженое у потоках вод. В истории казни Ев. Луки, Иисус сострадает сострадающим Ему, тем, кто в будущем испытает невообразимые скорби и будет покаран с ещё большей жестокостью чем Он сам. Карающие – ему не друзья, карающие – им не друзья. В рассматриваемом же нами аспекте ОНИ - Начала и Власти, грозные опекуны иудеев, вдохновители распятия Христа.
То, что они палачи и судьи - органически связано с контекстом данной истории, а также имеет и параллели на другие места. Приговор Иисуса к смерти – это и есть суд, притом на смерть римские власти подталкивают фанатичные религиозные иудеи (идентично и в Ев. Иоанна), которые впоследствии лягут костьми сами. Начала и Власти в таком случае - вдохновители. С идеей суда связано и упоминание неизбежного уничтожения сухого дерева. К тому же этот суд – как абсолютно суров, так и зол. Иисус – зелёное, живое древо (духовно живое), но его все равно при этом карают смертью.
Герменевтическое единство Луки и Павла
В продолжение темы можно привести пример герменевтического единства Луки и Павла на срезе понятийной системы относительно выделенных у Павла космологических Начал и Властей [αρχας και εξοθςιας]. Их космологические функции органически соединяются в единую систему. В Посланиях Павла именно те и распинают Христа. Они – вдохновители и связаны с иудеями.
Деяния Начал и Властей связаны в Ев. Луки непосредственно с гонениями. Первым кто был в их списке – Христос. У Павла – они противостоят последователям Христа и могут быть связаны с теми же гонениями. Ев Луки имеет пример, который можно предположить принадлежащим и идентичной понятийной системе. Понятийная связка терминов «Начала и Власти» обнаруживается в тексте Евангелия и связана она с гонениями последователей Христа, что основаны на религиозных убеждениях иудеев.
| 11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, [αρχας και τας εχουςιας] не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, 12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить. (Лук.12:11,12) (Синод. изд.) |
Т.е. предстоящие гонения на последователей Христа связаны:
a) с иудейскими синагогами и имеют религиозную основу;
б) в синагогах последователям предстоит предстать на суд пред Началами и Властями.
В таком случае синагоги связаны с покровительством Начал и Властей. Данный момент может легко сочетается с космологическими функциями Начал и Властей иудеев в Посланиях Павла. Когда Начала связаны с судебной карательной функцией и действуют на основании рукописания иудеев, а распятие Христа при этом представляется древним религиозным карательным актом повешенья на древе.
Проблематика юрисдикции
Выделяемая нами традиция понимания казни Христа порождает конфликт теологический юрисдикции, когда судебная власть предполагается, как принадлежащая не исключительно Богу, а неким силам небес, в противостоянии с которыми находится как Христос, так и Его последователи. Такой момент выходит из плоскости как ортодоксального богословия, так и теологической плоскости книг Нового Завета. Детальное рассмотрение и раскрытие этого конфликта является отдельной темой, здесь же важно отметить, что конфликт не порождается введением рассматриваемого нами толкования казни, но существует независимо от него. Традиция представления карающих сил с судебными функциями может быть представлена и аргументирована не только Павловыми Посланиями, но и дополнительно самим текстом Евангелия от Луки.
Итак, кратко рассмотрим два примера, на которых может обосновываться исследуемая нами традиция.
А) (Лук.12:4,5 )
| 4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем неспособных ничего больше сделать. 5 Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь. (Лук.12:4,5 ) (Перевод под ред. еп. Кассиана) |
Иисус беседует с учениками и предостерегает относительно предстоящих на них гонений. При этом друзья Иисуса, согласно контекста, предостерегаются о врагах. Более страшен не тот, кто убивает тело, но тот, кто по убиению тела способен ввергать душу друзей в геенну. Объект повествования, ввергающий в геенну, ясно и чётко не идентифицирован. Однако он, в контексте беседы Иисуса, легко соотносится именно с врагами. Этот враг способен погубить не только тело, но также и душу. Данный момент выходит за рамки пространства ортодоксального богословия и Канона, так как врагу учеников и Иисуса определяется право решать судьбу души, а именно ввергать её в погибель.
Б) (Лук.12:58,59)
| 58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству [αρχοντα], то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел [καταςυρη - приволок] тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу; 59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки. (Лук.12:58,59) (Синод. изд.) |
В данном отрывке Иисус наставляет разрешению вопросов долгов не доводя суда до начальника [αρχοντα], ибо тот решает вопросы жёстко, бескомпромиссно и с максимальными потерями для должника. Содержание этого фрагмента раскрывает банальную житейскую судебную процедуру и её последствия. Очевидная банальность прямого толкования предполагает естественным и логичным факт наличия иного, иносказательного смысла. В таком случае можно предположить о долгах и наказаниях связанных с душёй человека, в земной жизни или же за ней. При этом есть основания предполагать, что карающая сторона не рассматривается стороной божественной, ибо начальник буквально "волочит" должника к судье, а тот передают истязателю (исполнителю), что ввергает в темницу. Сам Иисус предостерегает от таких последствий, и они рассматриваются пагубной реальностью для души, имеющей долги.
Таким образом Евангелие от Луки содержит моменты, выходящие за рамки традиционной теологической юрисдикции, однако, которые могут рассматриваться в единой космологической плоскости, где судебные функции, принадлежат неким силам небес, и именно эти функции связаны с казнью Христа и грядущим истреблением жителей Иерусалима.
Важно также отметить, что данный момент отражён независимо как и в Евангелии от Луки, так и в Павловых Посланиях. Возможно, что данные силы небес в собирательном образе обозначены у Павла как некие ангелы.
| 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? (1Кор.6:3) (Синод. изд.) |
В таком случае Христовы последователи, получившие освобождение, представляются эсхатологическими судьями для этих сил.
Заключение
Таким образом в данной работе представлены основания, которые позволяют выделить специфическую духовную традицию понимания казни Спасители, как противостояния с небесными мiродержцами. Такое противостояние открывается на уровне канонических текстов Посланий Павла, может быть представлено в истории казни Ев. Иоанна, а также находит своё обоснование в Ев. Луки. С таким пониманием возникает проблематика традиционной теологической юрисдикции, но независимо от него проблематика имеет место быть на уровне канонических текстов. Вместе с тем наличие конфликта может свидетельствовать о существование на уровне книг Канона отображения специфической духовной традиции, что предполагаемо может быть отнесена к воззрениям раннего христианства.
Влад Вальберг. Апрель 2008.
vladvalberg@mail.ru