Преподобный отец Абраам Д. Шлеман,
Коптская Ортодоксальная Церковь Св. Марка
Джерси-Сити, Нью-Джерси, США.
http://www.CopticChurch.net
Опровергая Евангелие от Иуды
7 апреля 2006 года Национальное Географическое Общество опубликовало открытие Кодекса Чакос, включающего, что называется, «Евангелие от Иуды». Средства массовой информации взялись за эту новость с большой пропагандой. Множество статей, книг и сайтов усиленно занялись этим предметом.
До ответа на, что называется, «Евангелие от Иуды» мы хотели бы упомянуть, что «Евангелие от Иуды» не является «Посланием Иуды», включенным в святую Библию. «Послание Иуды» это каноническое писание и оно принято христианской церковью целиком. Оно было написано «Иудой, рабом Иисуса Христа, братом Иакова» (Иуда 1) Это не Иуда Искариот (Иоанн 14:22). Послание Иуды было написано в 70 году и состоит из одной главы.
Некоторые ошибочно думали, что открытие Иудина Евангелия будет иметь радикальные последствия для христианской теологии и что Евангелие от Иуды будет соревноваться с четырьмя каноническими Евангелиями от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Факт таков, что Евангелие от Иуды ничего не прибавляет и не имеет последствий для христианской теологии. Это одно из гностических писаний, которые были отвергнуты христианской церковью с самого начала потому, что это ложные писания.
Отвечая на Евангелие от Иуды, мы будем заниматься некоторыми вопросами, относящимися к этой теме:
- Его история и открытие.
- Его автор и содержание.
- Его учение о Боге-Отце.
- Его учение о Господе Иисусе Христе.
- Его учение об Иуде.
- Его учение о материи.
- Его учение о добре и зле.
1. ЕГО ИСТОРИЯ И ОТКРЫТИЕ
Евангелие от Иуды – это часть кодекса. Кодекс – это согнутые страницы, скрепленные с одной стороны и содержащие несколько больше информации, чем свитки. Он отличается от древних свитков, подобных свитку Исайи, из которого Господь Иисус Христос читал в синагоге (Лука 4:20) и свиткам Красного (sic!) моря. Очевидно, Евангелие от Иуды менее древнее, чем свитки употреблявшиеся во дни земной жизни Иисуса.
Согласно публикации Национального Географического Общества, содержащий Евангелие от Иуды кодекс был открыт в пещере около Эль-Меньи в 1970 году. Он побывал в руках многих антикваров и ученых в США и Европе.
Во время долгого странствия он хранился в депозитной ячейке одного из банков. Фрида Нуссбергер-Чакос, антиквар, приобрела кодекс в 2000 году. Увидев, что кодекс в плохом состоянии, она передала его швейцарской организации, занимающейся древним искусством. Была сформирована команда ученых, чтобы сохранить кодекс, провести некоторые научные исследования и узнать большую часть текста Иудина Евангелия.
Национальное Географическое Общество предъявило копию Евангелия от Иуды и опубликовало английский перевод текста.
Открытие Евангелия от Иуды не было сюрпризом для ученых. Оно было известно уже во II веке. Один из ранних отцов церкви, Ириней (125 – 202), писал о Евангелии от Иуды в своей работе против ересей. Он сказал: «Все это прекрасно понимал Иуда-предатель, и единственный из апостолов понял истину и совершил таинство предательства, посредством которого, по их словам, все земное отделяется от небесного. Они создали ложную книгу, которая называется Евангелием от Иуды».
2. АВТОР И СОДЕРЖАНИЕ
Автором Евангелия от Иуды не был Иуда Искариот. Ученые полагают, что Евангелие от Иуды было написано около 180 года, тогда как Иуда умер в 30 или около 30 года. Очевидно, кодекс был написан через много лет после Иуды и распятия Господа Иисуса Христа. Идентифицировать автора невозможно. Однако, из текста Евангелия от Иуды ясно, что оно было написано кем-то, разделявшим древнюю веру, известную как «гностицизм».
Евангелие от Иуды написано по-коптски. Однако это не является свидетельством его подлинности. Коптский был доминирующим языком в Египте во время написания кодекса и много столетий.
Кодекс содержит не только Евангелие от Иуды, но также текст, озаглавленный «Иаков» (иначе известный как «Первое Откровение Иакова»), Послание Петра к Филиппу и другие писания.
Евангелие от Иуды сходно с гностической литературой, найденной в других областях вдоль Нила, включая библиотеку Наг-Хаммади, содержащую около сорока пяти гностических текстов, Евангелием от Марии, Евангелием от Петра и другими текстами. Открытый кодекс содержит не только Евангелие от Иуды, но также текст, озаглавленный «Иаков» (иначе известный как «Первое Откровение Иакова»), Послание Петра к Филиппу и другие писания.
В Евангелии от Иуды много гностических лжеучений. Осторожное изучение этого Евангелия приводит к обнаружению его ошибок.
3. УЧЕНИЯ О БОГЕ-ОТЦЕ
Евангелие от Иуды включает ложный гностический взгляд на Бога-Отца. Автор заявляет, что Бог, Отец Иисуса, это «Барбело». «Барбело» в гностических писаниях это первая эманация (sic!) божественной сущности и мать всех эонов. Этот взгляд противоречит взгляду Ветхого Завета на Бога как «Яхве» и взгляду Нового Завета на Бога как «Отца».
Евангелие от Иуды заявляет: «Иуда сказал ему: "Я знаю, кто ты и откуда пришел. Ты из бессмертного царства Барбело. А я недостоин произнести имя пославшего Тебя"».
На самом деле, имени «Барбело» нет нигде в Библии. Более того, хорошо известно, что имя Бога, открытое Моисею в Книге Исхода, это «Яхве». Далее Бог сказал Моисею: «так скажи сынам Израилевым: <Яхве>, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исход 3:15).
Господь Иисус Христос рожден от вечного небесного Отца, а не от «Барбело» как заявлено. Христос это правитель над Израилем, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2). Он пришел от Отца, как Он сказал: «Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Иоанн 16:27-28).
Господь Иисус Христос говорил о Боге-Отце много раз. В ночь. Когда Он был предан, Он сказал о Боге-отце: «Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоанн 17:26).
Евангелие от Иуды содержит ложный гностический взгляд на Бога, как творца. Автор Евангелия от Иуды заявляет, что высший Бог был полностью духом. Этот Бог произвел остальные божества (эоны). Одно из этих божеств дало рождение несовершенному божественному существу и называется Демиургом («полу-творцом»). Наконец, несовершенное божество это то, что сотворило Вселенную.
Евангелие от Иуды сказало: «Затем Саклас сказал своим ангелам: "Да сотворим человека по образу и подобию нашему". Они сотворили Адама и жену его Еву».
С точки зрения гностиков, «Саклас» это несовершенный эон, эманированный (sic!) из «Барбело». Имя «Саклас» означает «Дурак».
Гностический взгляд неприемлем для христиан и иудеев. Он противоречит истории творения в Книге Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26-27).
4. УЧЕНИЯ О ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ
Евангелие от Иуды включает также ложный гностический взгляд на Господа Иисуса Христа и ложно изображает Его блаженную Личность.
Например, мы читаем в Евангелии от Иуды: «Часто он являлся ученикам не в собственном облике, а находился среди них как дитя».
Это неприемлемый взгляд на совершенное человечество Господа Иисуса Христа. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Иоанна 4:2).
Евангелие от Иуды представляет Господа Иисуса Христа смеющимся над Своими учениками. Евангелие от Иуды сказало: «Однажды был он со своими учениками в Иудее и нашел их собравшимися вместе и сидящими в соблюдении благочестия. Когда он [приблизился к] своим ученикам, собрались вместе, и сидели, и совершали благодарственную молитву над хлебом, [он] засмеялся. Ученики сказали [ему]: "Учитель, почему ты смеешься над [нашей] благодарственной молитвой? Мы сделали, как должно"».
Этот взгляд противоречит тому, что известно о доброте Господа Христа и его поддержке маленьких. Цитируя Исаию, Св. Матфей сказал: «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Матфей 12:19-20).
Евангелие от Иуды заявило, что никто никогда не знал Иисуса. Автор приписывает Господу Иисусу речь к Его ученикам: «Истинно говорю вам, ни один род человеческий, который среди вас, не узнает меня».
Это заявление противоречит факту, что ученики знали, Кто есть Иисус, и верили, что Он Христос Бога. Они сказали Ему: «Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Иоанна 16:30).
Св. Петр исповедовал свою веру и веру учеников в Господа Иисуса Христа способом, раскрывающим, что они правильно знали Его. Он сказал Иисусу: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфей 16:16-18). Очевидно. Поскольку Петр придерживался правильного знания и веры, Господь Иисус Христос благословил его исповедание и объявил, что это исповедание было открыто ему Богом-Отцом.
5. УЧЕНИЯ ОБ ИУДЕ
Евангелие от Иуды содержит ложные учения об Иуде Искариоте. Автор изображает Иуду как сильного, совершенного и честного ученика.
Евангелие от Иуды заявило, что Иисус сказал Своим ученикам: «[Пусть] любой из вас, кто [достаточно силен] среди людей, явится человеком истинным и встанет перед лицом Моим". И все сказали: "Мы сильны". Но ни у кого из них не хватило духа встать перед [Ним], кроме Иуды Искариота. Он сумел встать перед Ним, но не мог смотреть Ему в глаза и отвернулся».
Более того, автор изображает Иуду как того, кто «достоин» знать больше. Он заявил, что Господь Иисус Христос сообщил ему тайны царства отдельно от других учеников.
Автор заявил о Господе Иисусе: «Зная, что Иуда размышляет о предмете высоком, Иисус сказал ему: Отойди от других, и Я тебе поведаю тайны царства».
Это заявление противоречит написанному в Святых Евангелиях и свидетельству учеников и апостолов. Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лука 8:10).
Апостолы проповедовали благую весть Иисуса, не обладая подлинным знанием и не встречаясь с Ним. В начале Своих (sic!) Посланий Св. Иоанн написал: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Иоанна 1:1-4).
Изображение Иуды в Библии противоречит взгляду Евангелия от Иуды. Господь Иисус Христос описывал его, как «сына погибели». Он сказал: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоанна 17:12). Согласно Св. Иоанну, Иуда – вор. Св. Иоанн сказал: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоанна 12:6).
В отличие от рассказов канонических Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, отношения между Иисусом и Иудой ложно изображены в Евангелии от Иуды.
Автор пытался оправдать предательство, как служение Иуды Иисусу. Он заявил, что Иисус сказал Иуде: «Но ты превзойдешь их всех. Ибо в жертву принесешь человека, в которого я облачен. Уже поднят твой рог, распалился твой гнев, зажглась твоя звезда, и сердце твое…».
Это заявление противоречит истине, открытой о Иуде и его обреченной участи в еврейском (sic!) и греческом текстах Библии.
Господь Иисус Христос был бы схвачен и убит безотносительно к предательству Иуды. В то же время, предательство осуждено Господом Иисусом Христом. Иисус сказал: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Марк 14:21).
Цитируя Книгу Псалмов, Св. Петр говорил об уничтожении Иуды и избрании вместо него другого. Он сказал: «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой» (Деяния 1:20).
Книга псалмов содержит много других стихов, ясно указывающих на Иуду и его роль в предательстве Господа Иисуса Христа. Вот некоторые из них: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Псалмы 40:9). «Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» (Псалмы 54:13-15). «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Псалмы 54:22). «Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается» (Псалмы 108:18-19).
Иуда предал Иисуса ради денег, а не по соглашению с Ним, как заявлено. Совершенно очевидно, что то, что сделал Иуда, было отвратительным актом, ничем иным.
Св. Матфей рассказал реальную историю предательства. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Матфей 26:14-16). «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам» (Матфей 27:3-4).
Эта история Св. Матфея подтверждена пророчеством Захарии за столетия до прихода Христа на землю. Захария сказал: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Захария 11:12-13). Он мог точно пророчествовать о сумме и судьбе этих денег.
Евангелие от Иуды противоречит само себе и подтверждает предательство Иуды. Согласно Евангелию от Иуды, Иуда получил цену своего бесчестия во время предательства Господа Иисуса.
Рассказ о предательстве в Евангелии от Иуды таков: «Их первосвященники роптали, потому что [он] ушел в гостевую комнату для молитвы. Но несколько книжников внимательно следили, дабы взять его во время молитвы, ибо они боялись народа, так как все считали его пророком.
Они подошли к Иуде и сказали ему: "Что ты здесь делаешь? Ты ученик Иисуса". Иуда отвечал им, как желали они. И он принял деньги и предал Его им». Заявление, что местом предания Иисуса была гостевая комната, показывает незнание автора о храме и месте предания Иисуса.
6. УЧЕНИЯ О МАТЕРИИ
Влияние на Евангелие от Иуды гностических учений очень явно. Поскольку в гностическом понимании все материальные вещи это зло, Евангелие от Иуды считает тело Иисуса злом. Из-за этого ложного понимания автор заявляет, что господь Иисус хотел избавиться от своего тела. Евангелие от Иуды заявляет, что Иуда будет превознесен над остальными апостолами, предположительно, потому, что помог освободить Иисуса от Его тела.
Евангелие от Иуды заявило. Что Иисус сказал Иуде: «Но ты превзойдешь их всех. Ибо в жертву принесешь человека, в которого Я облачен. Уже поднят твой рог, распалился твой гнев, зажглась твоя звезда, и сердце твое […]»
Это понимание противоречит христианской вере, что тело Христа свято. Более того, Бог изменит наши тела по подобию прославленного тела Христа. Св. Павел сказал: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Филиппийцам 3:20-21).
Это заявление также противоречит христианской вере, что Христос предложил Свое тело не чтобы избавиться от него, но чтобы стать жертвой и понести грехи мира. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.» (1Петра 2:24). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евреям 10:12).
7. УЧЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Очевидно, Евангелие от Иуды оказывается попыткой извратить Евангелие Христово. Св. Павел предупредил о подобных учениях и сказал: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Галатам 1:6-9).
Подобные лжеучителя, вводившие разрушительные ереси, принесли разрушение себе самим и своим последователям. Св. Петр сказал: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2Петра 2:1-2).
Отец Абраам Д. Шлеман
frshleman@CopticChurch.net
http://www.CopticChurch.net
Перевод выполнен Дм. Алексеевым с английского языка по публикации, размещенной на официальном сайте Коптской Ортодоксальной Церкви по адресу:
http://copticchurch.net/topics/current_issues/Refuting_the_Gospel_of_Judas_english.pdf
Цитаты Библии приведены по Синодальному переводу.
Цитаты Евангелия Иуды приведены по переводу с английского языка, выполненному Владимиром Бойко:
http://www.stihi.ru/poems/2006/04/08-42.html
Данный перевод точно передает особенности английской версии текста, которой пользовался преподобный отец Абраам Д. Шлеман.
Примечание переводчика.
Не будучи специалистом в вопросах теологии фундаментализма , воздержусь от комментирования статьи в целом. Отмечу лишь, что:
1. Дева Барбело в Евангелии не названа «Отцом Иисуса».
2. Иуда изображен как дерзкий и самонадеянный человек, способный встать перед Иисусом, но неспособный посмотреть Ему в глаза.
3. Иисус в Евангелии сурово обличает «приносящих жертвы», в том числе и Иуду, который «принесёт в жертву» Его Самого.
4. Автор Евангелия всегда говорит об Иуде в третьем лице. Это не «Евангелие от Иуды», а «Евангелие об Иуде».
5. Автор, не приводя цитат, говорит, будто «Иисус хотел избавиться от тела». В тексте этого нет.
6. Заявление автора статьи, что «предательство Иуды описано в Евангелии как «достойное прославления и награды», противоречит всему смыслу текста.