О Происхождении мiра NH II,5:
О ПРОИСХОЖДЕНИИ МIРА
1 Поскольку все боги мiра и люди говорят, что ничто не существовало до бездны, я покажу, что все они впали в заблуждение, не зная бездны и её корня. Это же изложение.
2 Если оно согласно со (98) всеми людьми о бездне, что это тьма, и она от тени, названа она тьмой, то тень – нечто из творения предвечного, и очевидно, что она была до того, как появилась бездна. Она последовала за первым творением.
3 Войдём же в истину, в первое творение, из которого вышла бездна, и так явится изложение истины.
4 Когда естество бессмертных завершилось в бесконечности, тогда из Веры истекло подобие, названное Софией. Она пожелала стать творением, подобным предвечному свету. И тотчас явилось её желание, будучи образом небесным, обладая величием немыслимым, пребывая в середине между бессмертными и возникшими после них по подобию вышних, как завеса, разделяющая людей и небесных.
5 Эон же истины, <в нём> нет тени, ибо повсюду в нём неизмеримый свет. Вне Него – тень, названная тьмой. Из неё сила явилась над тьмой. Тень же, - силы, возникшие после этого, назвали её бездной бесконечной. Из неё все роды богов возросли, и […] и всё место, так что и тень последовала за первым (99) творением, явившимся из бездны благодаря Вере, о которой мы говорили.
6 Тогда тень почувствовала, что есть тот, кто сильнее её. Она позавидовала и, забеременев от себя самой, тотчас породила Зависть. С того дня явилось начало зависти во всех эонах и их мiрах. Зависть же эта оказалась выкидышем без духа в нём, она стала подобной теням в великой сущности водной. Тогда желчь, возникшая из тени, была выброшена в часть бездны. 7 С того дня сущность водная явилась и то, что двигалось в ней, истекло, являясь из бездны. Как у рождающей младенца весь послед выбрасывают, так вещество, возникшее из тени, отброшено в сторону, и оно не вышло из бездны, но пребывало в бездне вещество, в её части.
8 И когда это произошло, тогда пришла Вера. Она явилась над веществом бездны, которое было брошено как выкидыш, ибо в нём не было духа, ибо всё это тьма бесконечная и вода бездонная. 9 И когда Вера увидела то, что возникло из её изъяна, она взволновалась. И волнение явилось как ужасная тварь и пришло к ней в бездне. Она же обернулась к ней, она дунула в её лицо в бездне, пребывающей под (100) всеми небесами.
10 И когда Вера София пожелала, чтобы тот, у кого нет духа, принял образ подобия и начальствовал над веществом и над всеми силами его, сначала из вод явился архонт в образе льва, двуполый, имеющий в себе великую власть, но не знающий, откуда он появился. Вера же София, когда увидела его движущимся в глубине вод, сказала ему: "Юноша, проникни в эти места", - истолкование чего "Ялдаваоф". 11С того дня явилось начало слова, того, которое достигло богов и ангелов и людей. И созданное словом завершили боги и ангелы и люди.
12 Итак, архонт Ялдаваоф – незнающий о силе Веры. Он не видел её лица, но он видел её отражение, говорившее с ним в воде. И из-за этого голоса он назвал себя Ялдаваофом. Совершенные же называют его Ариэлем, ибо он был подобен льву. 13Когда же он появился, имея власть над веществом, Вера София удалилась в свой свет.
14 Когда архонт увидел своё величие, - и он видел только себя самого, он не видел ничего иного, кроме воды и тьмы, - тогда он подумал, что он сам – Сущий. И мысль его исполнилась в слове, она (101) явилась как дух, носящийся над водами. Когда же этот дух явился, архонт отделил сущность водную в одну часть, и сушу он отделил в другую часть. И из вещества он сотворил себе обиталище, он назвал его небом, и из вещества архонт сотворил подножие, он назвал его землёй.
15 После этого архонт задумал в своём естестве, он сотворил словом андрогина. Он открыл свои уста, он восхвалил себя. Открыв свои глаза, он увидел своего отца и сказал ему: "И!" – и его отец назвал его Иао.
Вновь он сотворил второго сына, он восхвалил себя. Он открыл свои глаза, он сказал своему отцу : "Э!" – его отец назвал его Элоаем.
Ещё он сотворил третьего сына, он восхвалил себя. Он открыл свои глаза, он сказал своему отцу : "Ас!" – его отец назвал его Астафаем.
Это три сына своего отца.
16 Семеро явились в бездне андрогинами. Есть у них их имя мужское и их имя женское. <Архонт же, его> имя женское – Провидение Субботы, то есть Седмицы,
и его сын, называемый Иао, - его имя женское – Господство;
Саваоф, его имя женское – Божественность;
Адонай, его имя женское – Царственность;
Элоай, его имя женское – Ревность;
Орай, его имя женское – Богатство;
Астафай, его имя женское – (102) Премудрость.
Это семь сил семи небес бездны.
17 Они же стали андрогинами по образу бессмертному, существующему до них, по воле Веры, чтобы подобие Предвечного начальствовало до конца. 18 Ты найдёшь действие этих имён и силу мужских имён в архангельской книге Моисея пророка, имена же женские в первой книге Нореи.
19 Родоначальник же Ялдаваоф, обладая великими силами, словом сотворил для каждого из своих детей небеса, прекрасные обиталища, и по небесам - великие славы, лучшие семикратно, престолы и обиталища, и храмы, и колесницы, и девственных духов, <созерцающих> незримое, и их славы. Есть у каждого в его небе воинства сил, боги и господы, и ангелы, и архангелы, мириады бесчисленные, чтобы они служили. 20 Точные сведения о них ты найдёшь в первом слове Нореи. 21И они были завершены от этого неба до шестого неба, принадлежащего Премудрости.
22 Небо и его земля были разрушены мятежником, который под ними всеми, и шесть небес задрожали, ибо не знали силы бездны, кто погубил небеса под ними. И когда Вера узнала о позоре мятежа, она послала своё дыхание, она связала его, она сбросила его в преисподнюю. С того дня небо установилось со (103) своей землёй благодаря Премудрости Ялдаваофа, той, которая под ними всеми.
23 И когда небеса установились со их силами и с их устроением всем, Родоначальник превознёсся и принял славу от всех воинств ангелов и всех богов с их ангелами. Благословение и славу они воздали ему, он же радовался в сердце своём и хвалился постоянно, говоря им: "Я не нуждаюсь ни в чём!" Он сказал: "Я – Бог, и нет иного помимо Меня!"
24 Сказав же это, он согрешил против всех бессмертных <...> 25 Вера же, увидев нечестие великого архонта, разгневалась. Незримая, она сказала: "Ты заблуждаешься, Самаэль!" – то есть слепой бог - "Есть Человек бессмертный! Человек светлый существует до тебя, Тот, Кто явится среди ваших изделий. Он растопчет тебя, как топчут сосуды горшечника, и ты уйдёшь с принадлежащими тебе вниз, к твоей матери – бездне. Ибо в конце ваших дел будет уничтожен весь изъян, явившийся в истине, и он погибнет, он станет подобен небывшему". 26Сказав это, Вера открыла в водах отражение своего величия и так удалилась в свой свет.
27 Саваоф же, сын Ялдаваофа, услышав голос Веры, воспел её. Он осудил своего отца и его мать (104) по слову Веры, он восславил её за то, что она научила их о бессмертном Человеке и Его свете. Вера же София протянула свой палец, она пролила на него свет от своего света за осуждение его отца. Саваоф же, приняв свет, получил великую власть над всеми силами бездны. С того дня он назван Господом сил.
28 Он возненавидел своего отца, тьму, и его мать, бездну; он отвратился от своей сестры, Мысли Родоначальника, носившейся над водами. И из-за его света все власти бездны позавидовали ему и, возмутившись, затеяли великую войну в семи небесах. 29 Тогда Вера-Премудрость, увидев войну, послала Саваофу из своего света семь архангелов. Они восхитили его на седьмое небо, они встали перед ним, как служители. Ещё она послала ему трёх других ангелов, она установила ему царство над всеми, чтобы он стал выше двенадцати богов бездны.
30 И когда Саваоф получил место покоя за своё покаяние, сверх того дала ему Вера свою дочь Зою с великой властью, чтобы она научила его о всех пребывающих на восьмом небе. 31И как обладающий властью, он сотворил себе сначала обиталище, великое, весьма славное, семикратно большее всех находящихся на семи небесах. 32И перед (105) своим обиталищем он сотворил престол великий на колеснице четырёхликой, называемой - "херувим". У херувима же есть восемь образов по четырём углам: образы львиные, и образы бычьи, и образы человеческие, и образы орлиные, так что образы все составляют шестьдесят четыре образа. И семь архангелов предстоят ему, он же – восьмой, обладающий властью. Образы все составляют семьдесят два, ибо от этой колесницы получили образ семьдесят два бога. Они получили образ, чтобы начальствовать над семьюдесятью двумя языками народов. Над престолом же этим он сотворил других ангелов в образе змей, называемых - "серафимы", и они воздают ему славу во всякое время.
33 После этого он сотворил церковь ангельскую, тысячи и мириады бесчисленные, подобную церкви, которая на восьмом небе. И первородный, называемый "Израиль", то есть "человек, видящий Бога", и Иной, то есть Иисус Христос, подобный Спасителю, Который над восьмым небом, сидят справа от него на престоле славы. Слева же от него сидит Дева Духа Святого на престоле, прославляя его. И предстоят ей семь дев, имея тридцать кифар и псалтырей и (106) труб, прославляя его. И все воинства ангелов прославляют его и благословляют его. 34Сидящего же на престоле светлом скрывает великое облако, и никого не было с ним в облаке, кроме Софии-Веры, наставляющей его обо всех пребывающих на восьмом небе, чтобы были сотворены подобия их, чтобы царствование его продлилось до конца небес бездны и их сил.
35 И Вера София отделила его от тьмы и призвала его направо от себя, Родоначальника же она поставила слева от себя. С того дня названо правое Справедливостью, а левое названо Несправедливостью. Поэтому принята <в мiрах всех> церковь Справедливости, и Несправедливость стоит над всеми творениями.
36 Родоначальник же бездны, увидев своего сына Саваофа и славу, в которой он пребывает, и что он избран из всех властей бездны, позавидовал ему и, разгневавшись, породил Смерть из своей смерти. Она была поставлена над шестым небом, - Саваоф был восхищен из этого места – и так восполнилось число шести властей бездны. Тогда Смерть, будучи двуполой, смешалась со своим естеством. Она породила семерых детей двуполых. 37 Это имена мужские: Зависть, Гнев, Плач, Стон, Скорбь, Разделение, Вопль, Громкий Плач; это же имена женские: Гнев, Печаль, Наслаждение, Стенание, Проклятие, Горечь, Борьба. Они соединились друг с другом, и каждый породил семерых, так что это составляет (107) сорок девять двуполых бесов. 38 Их имена и их действия ты найдёшь в книге Соломона.
39 И до них Зоя, пребывающая с Саваофом, создала семь сил благих, андрогинов. Имена мужские таковы: Независтливый, Блаженный, Радостный, Истинный, Неревнующий, Возлюбленный, Верный; женщины же, вот их имена: Мир, Довольство, Ликование, Блаженство, Истина, Любовь, Вера. И от них множество духов благих и непорочных. 40 Их значение и их действия ты найдешь в "Облике Имармены неба, которое под двенадцатью".
41 Родоначальник же, увидев отражение Веры в водах, опечалился весьма, особенно услышав её голос, подобный первому голосу, вызвавшему его из вод. И поняв, что это давшая ему имя, он застонал, он устыдился своего преступления. Узнав же, что Человек бессмертный, Человек светлый существует до него, он очень смутился, ведь он уже сказал всем богам и их ангелам: "Я – Бог, нет иного кроме Меня!" – ибо он боялся, как бы они не поняли, что Иной существует до него, и не осудили его. 42И он как безумный презрел осуждение и осмелился, он сказал: "Если (108) некто существует до Меня, пусть он явится, чтобы мы увидели его свет!" 43 И тотчас – вот, свет вышел из восьмого неба вышнего, он прошёл через все небеса земли. 44 Когда Родоначальник увидел, что свет прекрасен, сияя, он удивился и очень устыдился. Когда свет явился, подобие человеческое открылось в нём, весьма чудесное, и никто не увидел его, кроме самого Родоначальника и Пронойи, которая с ним, свет же его явился всем силам небес, поэтому они были смущены им.
45 Тогда Пронойа, увидев этого ангела, возжелала его, он же ненавидел её, ибо она была во тьме. И она хотела соединиться с ним, но не смогла. Не сумев удовлетворить своё вожделение, она пролила свой свет на землю. 46 С того дня назван ангел тот Адамом Светлым, истолкование чего - "человек-кровь светлый". И земля распростёрлась над ним, Адаман святой, истолкование чего - "земля адамантовая святая". 47С того дня почтили кровь девы все власти, земля же очистилась благодаря крови девы. 48 Более же всего вода очистилась отражением Веры-Софии, явившимся Родоначальнику в водах. Разумно сказано "в водах", ведь вода чистая живит всё, (109) она очищает его.
49 Из первой крови явился Эрос, будучи андрогином; его мужественность это огненный от света Имерис; его женственность, которая с ним, это душа кровяная, она от сущности Пронойи. Он прекрасен в своей красоте, обладая прелестью более всех творений бездны. 50 Тогда все боги и их ангелы, увидев Эроса, возжелали его. Явившись же в них всех, он воспламенил их. Как от одного светильника загорается множество светильников, и свет единый пребывает там, светильник же не оскудевает, так и Эрос распространился во всех творениях бездны и не оскудел. 51 Подобно тому, как из середины, которая между светом и тьмой, явился Эрос, среди ангелов и людей совершилось совокупление Эроса. Так на земле произросло первое наслаждение.
52 Женщина последовала за землёй,
и брак последовал за женщиной,
рождение последовало за браком,
уничтожение последовало за рождением.
53 После Эроса того виноградная лоза произросла из крови, пролитой на землю, поэтому пьющие от неё порождают в себе похоть совокупления. После виноградной лозы смоковница и гранатовое дерево произросли на земле, и остальные деревья по роду, имея в себе своё семя от (110) семени властей и их ангелов.
54 Тогда Справедливость создала рай прекрасный вне круга Луны и круга Солнца, в земле сладости, на Востоке среди камней. И вожделение посреди деревьев прекрасных, высоких. И древо жизни бессмертной, как явившееся по воле Бога на севере рая, чтобы делать бессмертными души святых, грядущие из творений нужды в конце века. Цвет же древа жизни как Солнце, и его ветви прекрасны, его листья как кипарисовые, его плод как кисти виноградные, белый, его высота доходит до неба. 55 И возле него древо познания, обладающее силой Бога. Его слава подобна Луне, сияющей весьма, и его ветви прекрасны, его листья подобны листьям смоковницы, его плод подобен финикам хорошим, превосходным. Оно же пребывает на севере рая, чтобы пробуждать души от забытья бесовского, чтобы они приходили к древу жизни, ели его плод и осуждали власти и их ангелов. 56 Значение этого древа описано в священной книге: "Ты – древо познания, которое в раю, от которого съел первый человек. Оно открыло его разум, он полюбил своё соподобие и осудил (111) иные подобия, чуждые. Он отвратился от них". 57 И после этого олива произросла, которая будет очищать царей и верховных жрецов Справедливости, которые явятся в последние дни. Олива же явилась в свете первого Адама ради помазания, которое они получат.
58 И первая душа возжелала Эроса, который с ней, она пролила свою кровь на него и на землю. От крови же этой роза произросла на земле сначала, из терния на радость свету, который явится из терновника. 59 После этого ещё цветы прекрасные, благоуханные произросли на земле по роду от каждой из дев, которые, возжелав Эроса, пролили свою кровь на него и на землю. 60 После этого все растения произросли на земле по роду, обладая семенем властей и их ангелов. После этого власти сотворили из воды всех зверей по роду, и пресмыкающихся, и птиц по роду, обладающих семенем властей и их ангелов.
61 Ранее же этого всего, явившись в первый день, он оставался на земле примерно два дня, он установил Провидение, которое под небом, он взошёл в свой свет. И тотчас была тьма над всем (112) мiром.
62 София же, которая на нижнем небе, пожелав, получила власть от Веры. Она создала великие светила и все звёзды, она установила их на небе, чтобы они светили на землю и совершали знамения времён и сроков, и годов, и месяцев, и дней, и ночей, и минут, и остального всего. И так всё место устроилось на небе.
63 Адам же Светлый, пожелав войти в свой свет, то есть на восьмое небо, не смог из-за нужды, смешавшейся с его светом. Тогда он создал для себя великий эон и в эоне этом он создал шесть эонов и их мiры. Их шесть, и они лучше небес бездны и их мiров семикратно. 64 Эти же эоны и их мiры пребывают в бесконечности между восьмым небом и бездной, которая под ним, относясь к мiру, принадлежащему нужде. 65 Если ты хочешь понять узнать их устройство, ты найдёшь его записанным в "Седьмом мiре" Иералии пророка.
66 И перед тем, как Адам Светлый удалился из бездны, власти увидели его. Они посмялись над Родоначальником, ибо он солгал им, говоря: "Я – Бог, ничто не существует до Меня!" 67 Придя к нему, они сказали: "Разве это не Бог погубил наше творение?" Он ответил, сказал: "Да! Если вы хотите, чтобы Он не смог погубить наше творение, пойдём, сотворим человека из земли по образу нашего тела и по подобию (113) Его. Он послужит нам, чтобы, увидев Своё подобие, Он полюбил его. Он уже не погубит наше творение, но тех, кто будет рождён от света, вы сделаете рабами для нас на всё время века сего". 68 И всё это произошло по провидению Веры, чтобы Человек явился в их образе и осудил их в их изделии. И их изделие стало оградой света.
69 Тогда власти получили знание, чтобы сотворить человека. София-Зоя, которая с Саваофом, опередила их и посмеялась над их замыслом, ибо они слепы. В незнании они сотворили его против себя самих, не зная, что будут делать. 70 Поэтому она опередила их, она первой создала своего человека, чтобы он научил их изделие, как оно презрит их и так спасётся от них.
71 Рождение же Наставника произошло так: София, отбросила каплю света, и она упала на воду. Тотчас явился человек, андрогин. 72 Капля эта - она образовала её сначала как тело женское, затем она образовала её в теле подобия Матери. Явившись, она совершенствовала её двенадцать месяцев. Родился человек-андрогин, которого эллины называют Гермафродитом. Мать же его евреи называют Евой жизни, то есть наставницей жизни. 73 Сын же, её порождение, - Господь. Затем власти назвали его Зверем, чтобы ввести в заблуждение свои изделия. Истолкование слова "Зверь" - "Наставник", ибо он оказался мудрее всех. 74 Итак, Ева – первая дева, родившая без мужа, врачевавшая себя сама.
75 Поэтому говорят о ней, что она сказала:
"Я – часть моей матери, и я – мать,
я – жена, я – дева,
я – беременная, я – повитуха,
я – утешительница в родовых муках,
мой Муж – породивший меня, и я – Его мать,
и Он – мой Отец и Господь, Он – моя сила.
То, чего Он желает, Он произносит разумно.
Я появилась, но я родила Человека-Господа".
76 И всё это по воле <Саваофа и его Христа> открылось душам <…>, грядущим в изделия властей, и поэтому голос святой сказал: "Плодитесь и размножайтесь, господствуйте над всеми творениями". И это пленённые по жребию Родоначальником. И так они были заключены в темницы изделий <до> скончания века.
77 Тогда, в этот же срок, Родоначальник дал замысел о человеке тем, кто с ним. Тогда каждый из них бросил своё семя в середину пупа земли. 78 С того дня семь архонтов слепили человека, и его тело подобно их телу, подобие же его подобно Человеку, явившемуся им. Их изделие было сотворено частично каждым, главарь же их сотворил голову и мозг. 79 После этого он явился, как тот, кто до него, он стал (115) человеком душевным. И он был назван Адамом, то есть отцом, согласно имени того, кто до него.
80 Завершив же Адама, они оставили его как сосуд, и он был образован как выкидыш без духа в нём. Потому, что великий архонт, вспомнив слова Веры, испугался, что Истинный Человек войдёт в его изделие и будет господствовать над ним, 81 Поэтому он бросил своё изделие на сорок дней без души и удалился, оставил его. В сороковой же день София-Зоя послала своё дыхание в Адама, не имевшего души. Он начал двигаться по земле и не смог встать.
82 Семеро же архонтов, придя, увидели его и очень взволновались. Они напали на него, они схватили его. И <они сказали> дыханию, которое в нём: "Кто ты и откуда ты пришёл в эти места?" Он ответил и сказал: "Я вышел из силы Человека ради погибели вашего творения". <…> 83 Услышав, они прославили его, ибо он успокоил их от ужаса и заботы, в которых они пребывали. Тогда они назвали день тот покоем, ибо они упокоились от труда. 84 Увидев же, что Адам не смог подняться, они обрадовались. Они взяли его, оставили в раю и удалились на свои небеса.
85 После дня покоя София послала Зою, свою дочь, называемую Евой, как наставницу, чтобы она подняла Адама, в котором не было души, чтобы те, кого он породит, стали сосудами света. 86 Когда (116) Ева увидела своё соподобие брошеным, она сжалилась над ним и сказала: "Адам, живи, поднимись с земли!" Тотчас её слово стало делом, ибо когда Адам поднялся, тотчас он открыл свои глаза. Увидев её, он сказал: "Тебя назовут матерью живых, ибо ты – давшая мне жизнь".
87 Тогда сообщили властям, что их изделие живо и поднялось, они очень смутились, они послали семерых архангелов посмотреть, что произошло. 88 Они пришли к Адаму. Увидев Еву говорящей с ним, они сказали друг другу: "Что это за человек света? Ведь она подобна тому отражению, которое явилось нам в свете. Теперь пойдём, схватим её, бросим наше семя в неё, чтобы она, осквернившись, не смогла взойти в свой свет, но те, кого она породит, подчинились нам. 89 Не скажем же Адаму, что он не от нас, но наведём на него забытье и научим его в его сне, как будто бы она появилась из его ребра, чтобы жена подчинялась и он господствовал над ней.
90 Тогда Ева, будучи сильной, посмеялась над их замыслом. Она затуманила их глаза, она тайно оставила там своё подобие, чтобы пробудить Адама. 91 Она вошла в древо познания, она осталась там, они же преследовали её. Она показала им, что она вошла в древо, она стала древом. Оказавшись в великом ужасе, слепые убежали. 92 Затем, очнувшись от забытья, они пришли к Адаму и, увидев её подобие (117) с ним, смутились, думая, что это настоящая Ева. И они осмелели, подошли к ней, схватили её, бросили на неё своё семя. 93 Они поступили с ней коварно, осквернив не только естественно, но грязно осквернив печать её голоса, первого, говорившего с ними: "Что существует до вас?" – чтобы осквернить говорящих, что Истинный Человек в конце рождает их словом. 94 И они заблуждались, не зная, что они осквернили своё тело. Это подобие осквернили силы всячески со своими ангелами.
95 Она понесла первого, <Каина>, от первого архонта, и остальных детей она родила от семи сил и их ангелов. 96 И всё это произошло по провидению Родоначальника, чтобы первая мать породила в себе всякое смешанное семя, соединённое с Имарменой мiра и её обликами и Справедливостью. 97 Замысел был о Еве, чтобы изделия властей стали оградой света. Тогда <они> будут осуждены своими изделиями.
98 Итак, первый Адам Света – духовный. Он явился в первый день.
Второй Адам – душевный. Он явился в шестой день, называемый днём Афродиты.
Третий Адам – перстный, то есть человек Закона, явившийся в восьмой день, [после] (118) дня упокоения нищеты, <в день>, который называют днём Солнца. 99Потомство же перстного Адама умножалось и совершенствовалось. Оно породило в себе все знания душевного Адама, всё же пребывало в неведении.
100 Затем я расскажу:
Архонты же, увидев его и ту, что с ним, очень обрадовались, заблуждаясь в неведении как животные. 101 Поняв, что бессмертный Человек не оставит их, но они будут бояться ещё и ставшую древом, они возмутились, сказали: "Разве не Человек Истинный навёл туман на нас и научил нас о подобной ему, той, которая была осквернена, чтобы мы были побеждены?"
102 Тогда они посоветовались всемером, они пришли к Адаму и Еве в своём ужасе, они сказали им: "Все деревья, которые в раю, сотворены для вас. Вы будете есть их плод. Древо же познания – берегитесь, не ешьте от него. Если вы поедите, вы умрёте". Наведя на них великий ужас, они удалились к своим властям. 103 Тогда пришёл мудрейший из всех, тот, кто назван Зверем, и, увидев подобие их матери Евы, сказал ей: "Что бог сказал вам – не ешьте от древа познания?"
Она сказала: "Он сказал – не только не ешьте от него, но не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть".
Он сказал ей: "Не бойся, смертью вы не умрёте. Ведь он знает, что если вы сьедите (119) от него, ваш разум отрезвится и вы станете как боги, зная различие, существующее между злым человеком и добрым. Ибо он сказал это вам, ревнуя, что вы съедите от него".
104 Ева же доверилась словам Наставника, она посмотрела на древо, она увидела, что оно прекрасно и превосходно, оно понравилось ей. Она взяла от его плода, она поела. Она дала и своему мужу, и он поел. Тогда их разум открылся, ибо когда они поели, свет знания стал светить им. Облекшись стыдом, они поняли, что обнажены знанием. Отрезвившись, они увидели, что обнажены и полюбили друг друга. Увидев, что их творцы звероподобны, они отвратились от них. Они поняли многое.
105 Тогда архонты, узнав, что их заповедь нарушена, в великом землетрясении с великой угрозой пришли в рай к Адаму и Еве, чтобы увидеть последствия помощи. Тогда Адам и Ева очень смутились, они спрятались среди деревьев, которые в раю. Тогда архонты не поняли, где они. Они сказали: "Адам, где ты?"
Он сказал: "Я здесь. Из-за вашего ужаса я спрятался, устыдившись".
Они же сказали ему в неведении: "Кто сказал тебе о стыде, которым ты облёкся, если ты не поел от древа?"
Он сказал: "Женщина, которую ты дал мне, она дала мне, и я поел".
Тогда они сказали ей (120): "Что ты сделала?"
Она ответила, сказала: "Наставник соблазнил меня, я поела".
106 Тогда архонты пришли к Наставнику. Их глаза были затуманены им. Они не смогли ничего ему сделать, они прокляли его, как бессильные. 107 Затем они пришли к жене, они прокляли её и её детей. После жены они прокляли Адама, и землю за него, и плоды, и все вещи, которые они сотворили, они прокляли. 108 Нет никакого благословения у них, не может рождаться добро из зла.
109 С того дня власти поняли, что есть сильнейший их. Они не узнали бы, если бы не была нарушена их заповедь. Они принесли великую ревность в мiр только из-за бессмертного Человека. 110 Увидев же своего Адама пребывающим в ином знании, архонты захотели испытать его, собрали всех скотов, и зверей земли, и птиц неба и привели их к Адаму, чтобы увидеть, как он назовёт их. Увидев это, он дал имена их творениям. 111 Они возмутились, что Адам отрезвился от всякого <неведения>. Они собрались, они советовались, они сказали: "Вот, Адам стал как один из нас, чтобы понять различие света и тьмы. Теперь, чтобы он не был соблазнён как с древом познания, и не пришёл ещё и к древу жизни, и не поел от него, и не стал бессмертным, и не стал господствовать, и не презрел нас, и не возгнушался нами со всей нашей славой, - затем он осудит нас и наш мiр, - пойдём, выбросим его (121) из рая вниз, на землю, в место, из которого он принесён, чтобы он не смог отныне узнать ничего более нас". И так они выбросили Адама из рая с его женой.
112 И того, что они сделали ему, им не было достаточно, но они продолжали бояться. Они пришли к древу жизни, они окружили его великими ужасами, животными огненными, называемыми херувимами. И посреди них они поставили пламенный меч, вращающийся постоянно в великом ужасе, чтобы никогда никто из людей земли не вошёл в это место. 113 После этого архонты, позавидовав Адаму, захотели сократить их времена. Они не смогли из-за Имармены, установленной изначально, ибо определены времена – каждому человеку тысяча лет - согласно пути светил. И не смогли архонты сделать это. Каждому из делающих злое сокращается десять лет, и всё <его> время составило девятьсот тридцать лет, и те в печали, и в слабости, и в заботах злых. И так со дня того жизнь проходила до окончания века.
114 Тогда София-Зоя, увидев, что архонты тьмы прокляли её соподобия, сошла с первого неба со всеми силами. Она изгнала архонтов с их небес и сбросила их вниз, в мiр грешников, чтобы они пребывали там как злые бесы на земле.
115 […] (122) чтобы тысячу лет, которые в раю, оно провело бы в их мире - животное одушевлённое, называемое фениксом. Оно умерщвляет себя самого и оживляет во свидетельство их суда, ибо они несправедливо поступили с Адамом и его родом до конца мiра. 116 Три человека это и три его рода до окончания века - духовный <вечный>, и душевный, и перстный.
117 Это три феникса рая. Первый бессмертен, второй живёт тысячу лет, третий – написано в священной книге, что он истребляется. 118 Так ещё есть и три крещения: и первое духовное, второе – огонь, третье – вода. 119 Как феникс явлен как свидетельство ангелам, так и гидры водяные, которые в Египте. Она появилась во свидетельство нисходящим в крещение Истинного Человека. 120 Два быка в Египте, обладая таинством Солнца и Луны, существуют во свидетельство Саваофа, ибо над ними София приняла мiр. Со дня, когда она создала Солнце и Луну, она запечатлела своё небо до века. 121 Червь же, рождённый из феникса, тоже человек. Написано о нём: "Праведный возрастёт как феникс". И феникс является сперва живым и умирает. Вновь он воскресает, будучи знамением явившегося в конце [века]. 122 Эти великие знамения явились только в Египте, не в другой земле, (123) знаменуя, что он подобен раю Бога.
123 Вновь вернёмся к архонтам, о которых мы говорили, чтобы приблизилиться к изложению. 124 Ведь эти семеро архонтов, когда были сброшены на землю, сотворили для себя ангелов, то есть множество бесов, чтобы они служили им. Они же научили людей многим заблуждениям, и магии, и волшебству, и идолослужению, и кровопролитию, и алтарям, и храмам, и жертвоприношениям, и возлияниям всем бесам земли. Есть у них сотрудница – Имармена, появившаяся по соглашению богов Несправедливости и Справедливости. 125 И так, оказавшись в суете, мiр впал в заблуждение на всё время, ибо все люди, которые на земле, служили бесам от сотворения до окончания. Ангелы – Справедливости, и люди – Несправедливости. Так мiр впал в суету, в неведение и забвение. Все они впали в заблуждение до прихода Истинного Человека.
126 Достаточно для вас досюда. Теперь пойдём в наш мiр, чтобы завершить его устроение и его управление в точности. 127 Тогда откроется, как найденные в вере сокрытых явлены от сотворения до окончания века.
128 Я же перейду к главам, посвящённым бессмертному Человеку; я расскажу обо всех, принадлежащих Ему, о том, каким образом они пребывают в этих местах. 129Когда множество людей появилось от Адама, (124) который был вылеплен, и из вещества, и когда мiр наполнился, архонты господствовали над ним, то есть они удерживали его в неведении. 130 Какова причина? Такова: Поскольку бессмертный Отец знает, что изъян возник в истине в эонах и их мiре, поэтому, пожелав уничтожить архонтов истления посредством их изделий, Он послал ваши подобия в мiр истления, то есть духов непорочных, малых блаженных. 131 Они не чужды знания, ибо всё знание в вестнике, явленном до них. Он не бессилен пред Отцом и он дал им знание. 132 Ныне, если они явятся в мире истления, они откроются сначала в образе нетленности для осуждения архонтов и их сил. 133 Итак, когда блаженные появились в изделиях сил, они позавидовали им. Власти же из-за зависти смешали своё семя с ними, чтобы осквернить их, и не смогли. 134 Блаженные же, явившись в свете, явились по-разному, и каждый из них из своей земли. Они открыли своё знание церкви, явившейся в изделиях истления. Она оказалась обладающей всяким семенем из-за семени властей, примешавшемуся к ней.
135 Тогда Спаситель создал спасение во всех них, и духи их явлены избранными и блаженными, (125) и различными по избранности, и иные многие, не имеющие царя, лучшие каждого, кто до них, 136 так что существуют четыре рода: три рода принадлежат царям восьмого неба, четвёртый же род - не имеющий царей, совершенный. 137 Он выше всех, ибо эти войдут в святое место их Отца и упокоятся в покое с вечной славой несказанной и в радости негибнущей. 138 Они же цари в смертном как бессмертные. Они осудят богов бездны с их силами.
139 Слово же, превосходящее всех, было послано в это творение только для того, чтобы проповедовать о Неведомом. Он сказал: "Нет тайного, которое не является, и неведомое будет познано".
140 Они же были посланы, чтобы показать сокрытое и семь властей бездны и их нечестие. И так они были осуждены на смерть. 141 Все совершенные, явившись в изделиях архонтов и открыв истину несравнимую, посрамили всю премудрость богов и их Имармену. Она оказалась порицаемой, и их сила иссякла, их господство низвергнуто, их провидение стало суетным с их славой.
142 Перед концом века всё место задрожит от великого грома. Тогда архонты будут горевать, боясь своей (126) смерти. Ангелы будут скорбеть о своих людях, и бесы заплачут о своих временах, и их люди будут горевать, будут вопить о своей смерти. 143 Тогда век начнёт возмущаться, его цари опьянеют от пламенного меча и будут вести войну друг против друга, так что земля напьётся пролитой кровью, и моря взволнуются этой войной. 144 Тогда Солнце померкнет, и Луна погубит свой свет, звёзды неба отколнятся от своего пути, и великий гром выйдет из великой силы, которая над всеми силами бездны, из места, где был <изъян> жены, когда она сотворила первое творение. Она оставит мудрый огонь замысла, она облечётся гневом безумным.
145 Тогда она изгонит богов бездны, которых она сотворила с Родоначальником, она сбросит их в пропасть. Они будут уничтожены своей неправедностью, ибо они станут как горы пылающие, они станут пожирать друг друга, пока не будут уничтожены Родоначальником. Уничтожив их, он обратится на себя самого, и будет уничтожать себя самого, пока не уничтожит. 146 И их небеса упадут друг на друга, и их силы сгорят, и их эоны также разрушатся. 147 И его небо распадётся надвое, его [… звёзды] упадут вниз на землю, и земля не вынесет их […] Они упадут вниз, в пропасть, и пропасть разрушится.
148 Свет уничтожит тьму, он истребит её, она станет как (127) небывшая. И творение тьмы последует за ней, оно исчезнет, и изъян будет вырван за свой корень во тьму, и свет удалится к своему корню. 149 И слава Нерождённого явится и наполнит собой все эоны, когда пророчество и знания царей откроются и исполнятся теми, кого называют совершенными. Не ставшие же совершенными в Нерождённом Отце примут свою славу в своих эонах и в царстве бессмертных.
150 И они не войдут никогда в бесцарственность, ибо надлежит, чтобы каждый вошёл в место, из которого он вышел. Ведь каждый своими делами и своим знанием откроет свою природу.
Перевод выполнен по изданию Bentley Layton (editor). Nag Hammadi Codex II 2 – 7. Nag Hammadi Studies XXI. Leyden, New York, København, Köln: Brill. 1989.