@
Библиотека текстов Исследования Критика Контакты СсылкиФорум
Библиотека текстов » Переводы » Библиотека Наг-Хаммади » 2 кодекс » Толкование о душе (Д. Алексеев)

Наг Хаммади II, 6 - Толкование о Душе

 

ТОЛКОВАНИЕ О ДУШЕ



Мудрецы, бывшие до нас, назвали душу именем женским. И действительно, по своей природе она женщина, есть у неё и своя утроба. Пребывая у Отца одна, это дева и андрогин по своему облику.

Когда же она ниспала в тело, придя в эту жизнь, тогда она попала в руки множества разбойников. И наглецы перебрасывали её друг другу и осквернили её. Некоторые пользовались ей насильно, иные же соблазняли её дарами обмана. Однажды они просто осквернили её, она потеряла своё девство.

И она блудила своим телом, она отдавалась каждому, и она увлекалась им, думая, что это её муж, чтобы они пользовались ей.

Тогда она сильно застонала и раскаялась. Вновь, отвратившись от этих любовников, она бежит к другим, и они принуждают её быть с ними и служить им как господам на их ложе. От стыда она уже не осмеливается оставить их, они же обманывают её долгое время, как мужья верные, истинные, как будто они очень уважают её.

Наконец, все они оставляют её и уходят, она же остаётся вдовой нищей, не имеющей помощи, и меры нет у неё от её мучений. Ведь она не может получить от них ничего, кроме скверн, которыми они осквернили её, когда соединялись с ней. И те, кого она родила от любовников, глухи, и слепы, и слабы, их разум повреждён.

И когда Отец Вышний посетил её и призрел на неё и увидел её с её страстями и непристойностью, и она раскаялась в своём блуде, который сотворила, и она начала взывать к Его имени, чтобы Он помог ей, она застонала всем своим сердцем, говоря: Спаси меня, мой Отец, ибо вот – я расскажу Тебе, что я оставила свой дом и (129) ушла из своего девичьего покоя. Вновь возврати меня к Себе!

Когда Он увидит её в таком виде, тогда Он рассудит удостоить её помилования, ибо много мучений пришло на неё за то, что она оставила свой дом.

О блуде же души пророчествует во многих местах Святой Дух. Ибо Он сказал в Иеремии пророке:
"Когда муж изгонит свою жену, и она уходит, и берёт другого, разве она вернётся к нему отныне? Разве осквернением не осквернилась жена эта? И ты блудила со многими пастухами и вернулась ко Мне? Сказал Господь: Подними глаза свои на правоту, и ты увидишь, где ты соблудила! Разве не сидела ты на дорогах, оскверняя землю своим блудом и своим злом? И ты приняла многих пастухов, ты была бесстыдной со всеми. Ты не позвала Меня, как родственника или как Отца, или как начальника твоего девства!"

Ещё написано Осией пророком:
"Пойдём, будем судиться с вашей матерью, ибо она не будет Мне женой, и Я не буду её мужем. И Я заберу её блуд от Своего лица, и Я заберу её прелюбодеяние от её грудей. Я оставлю её голой как в день, когда она родилась, и Я сделаю её бесплодной, как земля безводная. И Я сделаю её бездетной, Я не помилую её детей, ибо это дети блуда, ибо их мать соблудила и опозорила своих детей, (130) сказав: Я буду блудить с любовниками моими, теми, кто давал мне мой хлеб и мою воду, и мои одежды, и мои покрывала, и моё вино, и моё масло, и все вещи, нужные мне. Поэтому, вот – Я свяжу её, чтобы она не смогла побежать за своими любовниками, и если она будет искать их, и не найдёт, она скажет: Я возвращусь к своему первому мужу, ибо мне было в те дни лучше, чем теперь".

Ещё Он сказал в Иезекииле:
"Было после многих зол, сказал Господь: Ты построила себе блудилище и сотворила себе красивое место на улицах, и ты построила себе блудилища на всех путях, и ты погубила свою красоту, и ты расставляла свои ноги на всех путях, и ты умножила свои блудодеяния, ты блудила с сынами Египта, соседями своими, великими плотью".
Кто же такие сыны Египта, великие плотью, если не плотские и чувственные, и дела земные, которыми душа осквернилась в этих местах, принимая от них хлеб, принимая вино, принимая масло, принимая покрывала и прочую ерунду внешнюю, окружающую тело, то, о чём она думает, что оно нужно ей? Блуд же этот, апостолы Спасителя призывали вас беречься от него, очиститься от него, говоря не только о блуде тела, но более – души. Поэтому апостолы пишут церкви Божьей, чтобы блуда такого рода не было в нас. Но великая борьба пребывает из-за блуда (131) души. От него появляется также и блуд тела.

Поэтому Павел, когда писал коринфянам, сказал: "Я написал вам в послании: не соединяйтесь с блудницами, – не вообще с блудницами мiра сего, или хищниками, или разбойниками, или идолослужителями, поскольку пришлось бы вам выйти из мiра".
Так он говорит духовно: "Наша борьба не против плоти и крови, - как он сказал, - но против мiродержцев тьмы сей и духов злобы".

Со дня, когда душа уходит прочь, она совокупляется с теми, кого встретит, оскверняясь, она пребывает в страданиях, которые заслужила. Когда же она почувствует свои мучения, в которых пребывает, и заплачет перед Отцом, и покается, тогда Отец помилует её. Он обратит её утробу, Он снова повернёт её вовнутрь, и душа вновь примет свой обычный вид. Ведь она существует не как женщина, ибо утроба тела пребывает внутри тела, подобно остальным внутренностям, но утроба души обращена вовне, как естество мужское, находящееся снаружи. Если же утроба души обращается по воле Отца вовнутрь, она принимает крещение и тотчас очищается от осквернения внешнего, которое было прикреплено к ней, как одежды, если они загрязнены, погружают в воду и полощут, пока грязь не будет унесена и они не очистятся. Очищение же души это возобновление (132) её изначальной природы – она обращается к ней вновь. Таково её крещение.

Тогда она начинает гневаться на себя саму, как роженицы, в тот час, когда рождается ребёнок, обращаются против себя самих в гневе. Но поскольку она жена, невозможно ей родить ребёнка одной. Отец послал ей с неба её мужа, который – её брат первородный. Тогда Жених сошёл к невесте. Она оставила свой былой блуд, она очистилась от скверны, она обновила свой брачный чертог, она наполнила его ароматом, она уселась в нём, ожидая в нём Жениха истинного.

Уже не бежит она на рыночную площадь, совокупляясь с кем захочет, но продолжает ждать Его – в какой день Он придёт, - боясь Его, ибо она не знает Его облика. Уже не вспоминает она о времени, когда ниспала из дома своего Отца. <…> Она грезит о Нём, как жена, любящая мужа. Тогда Жених по воле Отца снизошёл к ней в приготовленный чертог брачный. Он украсил чертог брачный, ибо этот брак не существует подобно браку плотскому. Совокупляющиеся друг с другом насыщаются этим соитием и как бремя оставляют беспокойство похоти и отворачиваются друг от друга. Но не таков этот брак. Но если они соединяются друг с другом, они становятся единой жизнью.

(133) Поэтому сказал пророк о первом человеке и первой жене: "они станут одной плотью". Ведь они были соединены друг с другом изначально, у Отца, пока жена не соблазнила мужа, который – её брат. Вновь ещё этот брак собрал их друг к другу, и душа соединилась со своим истинным возлюбленным, своим природным господином, как написано: "ибо господин жены – её муж". И она познала его мало помалу, и она обрадовалась вновь, плача перед ним, когда вспомнила своё безобразие, своё былое вдовство. И она украсила себя ещё более, чтобы стать угодной Ему.

И сказал пророк в псалмах: "Слушай, Моя дочь, и ты увидишь, обрати свои уши, и ты забудешь свой народ и дом своего отца, ибо Царь захотел (их?) красоты и Он (их?) господин". Ибо Он достоин, чтобы она отвратилась от своего народа и от множества своих распутников, посреди которых она пребывала сначала. Она молилась своему Царю единственному, своему природному Господину, и она оставила дом своего отца земного, в котором ей было плохо, но она вспомнила своего Отца, который на небесах.

Так ещё было сказано Аврааму: "Выйди из своей земли и из своего родства, и из дома своего отца". Так, когда душа украсила себя в своей красоте, она вновь встретила своего возлюбленного, и Он полюбил её. И соединившись с Ним, она приннимала от Него (134) семя, то есть Дух животворящий, пока не родила от Него благих детей и не вскормила их. Ибо это великое совершенное чудо рождения, так что этот брак совершается по воле Отца. Должно душе обрести себя саму, и принять вновь свой изначальный облик. Душа же движет себя саму, и приняла божественное начало от Отца, чтобы обновиться, чтобы вновь быть принятой в место, в котором пребывала изначально. Это воскресение из мёртвых, это искупление из плена, это восхождение на небо, это дорога к Отцу.

Поэтому сказал пророк: "Моя душа, благослови Господа, и всё внутреннее моё – его имя святое! Моя душа, благослови Бога, оставившего все твои беззакония, исцелившего все твои болезни, искупившего твою жизнь от смерти, увенчавшего твою голову милостью, украсившего твои желания во благих. Твоя юность обновится, как орлиная".

Если же она обновится, она взойдёт, благословляя Отца и своего Брата, благодаря Которому она спаслась. Это душа, и она спасается благодаря возрождению, и оно не от слов воспитания преходящего, ни от навыка, ни от учения записанного, но это милость Отца, это дар Духа милостивого, ибо это нечто небесное.

Поэтому объявляет Спаситель (135): "Никто не сможет прийти ко Мне, если Мой Отец не привлечёт его. Он приведёт его ко Мне, и Я воскрешу его в последний день". Должно же вам молиться к Отцу и взывать к Нему всей душой, не внешними устами, но духом внутренним, вышедшим из глубины, стеная, каясь о своей жизни, которую мы проводили, исповедуя свои грехи, чувствуя заблуждение суетное, в котором мы пребывали, и суетные усилия, оплакивая, как мы пребывали во тьме и волнении, оплакивая себя самих, чтобы Он помиловал нас, ненавидя себя, какие мы есть ныне.

Ещё сказал Спаситель: "Блаженны плачущие, ибо они будут помилованы. Блаженны голодные, ибо они насытятся". Ещё Он сказал: "Если некто не возненавидит свою душу, он не сможет последовать за Мной". Ведь начало спасения - покаяние. Поэтому "до прихода Христа пришёл Иоанн, проповедуя крещение покаяния". Покаяние же пребывает в печали и скорби сердца. Отец же – Человеколюбец благой и Он слышит душу, взывающую к Нему, и посылает ей свет спасения.

Поэтому Он сказал духом пророка: "Скажу сынам народа Моего: Если ваши грехи простираются от земли до неба и стали ярко-красными как багрянец, и чёрными более власяницы, и вы (136) обратитесь ко Мне всей вашей душой, и скажете Мне - "наш Отец", - Я услышу вас, как народ святой".

Еще в другом месте: "Он говорит так, Господь, Святой Израиля: Когда ты обратишься и застонешь, тогда ты спасёшься и узнаешь, где ты был, когда верил в суетное".
Ещё Он говорит в другом месте: "Иерусалим заплакал плачем: Помилуй меня! Он помилует голос твоего плача. И увидев, Он услышал тебя. И Господь даст вам хлеб скорби и воду притеснения. Они не вернуться отныне, чтобы достигнуть тебя, заблуждающиеся. Твои глаза увидят вводивших тебя в заблуждение".

Так что должно молиться Богу ночью и днём, простирая к Нему свои руки, как те, кто посреди моря молятся Богу всем своим сердцем нелицемерно, ибо молящиеся лицемерно обманывают себя самих, ведь Бог смотрит на внутреннее и испытывает сердце, которое в глубине, чтобы узнать достойного спасения. Ведь никто не достоин спасения, если любит место заблуждения.

Поэтому написано у поэта: "Одиссей сидел на острове, плача и печалясь, отворачивая лицо от слов Калипсо и её обманов, желая увидеть своё селение и дым, идущий от него. И если бы он не получил помощи с неба, он не смог бы возвратиться в своё селение".

Ещё и Елена говорит: "Моё сердце отвратилось от меня. Вновь (137) я хочу войти в свой дом". Ведь она стонала, говоря: "Афродита – обманувшая меня. Она увела меня из моего селения. Я оставила мою единственную дочь и моего мужа доброго, мудрого, прекрасного".
Ибо когда душа оставляет своего Мужа совершенного из-за обмана Афродиты, пребывающего в рождении мiра сего, тогда она повреждается, если же начнёт стонать, она раскаивается, она возвращается в свой дом. Ибо так и Израиль не нашёл бы то, что искал, чтобы его вывели из земли Египта, из дома рабства, если бы не застонал к Богу, оплакивая тяжесть своих дел.

Ещё написано в псалме: "Я очень страдал в своём стоне. Я омою ложе моё и постель мою каждую ночь слезами моими. Я состарился среди всех моих врагов. Отойдите от меня, все делающие беззаконие, ибо вот – Господь услышал вопль плача моего и Господь услышал молитву мою".

Если мы истинно покаемся, нас услышит Бог милосердный и великомилостивый, Которому принадлежит слава во веки веков. Аминь.

Толкование о Душе.

Перевод Дм. Алексеева ©.