Премудрость Иисуса Христа. (NHC III, 4)
После того, как Он воскрес из мертвых, Его двенадцать учеников с семью женщинами, учившимися у Него, пришли в Галилею, на гору, называемую Место Благовремения (91) и Радости. Собравшись вместе, они недоумевали о сущности всего, и домостроительстве, и провидении святом, и о добродетели властей, и обо всем, что Спаситель сделал с ними в таинстве святого домостроительства.
Явился Спаситель не в первом Своем образе, но в Духе незримом, и Его облик был как великий ангел света, и Его образ, невозможно рассказать о нем, не сможет никакая плоть смертная принять его, но только плоть чистая, совершенная, как Он научил нас о ней на горе, называемой Оливковой, в Галилее.
И Он сказал:
«Мир вам! Мой мир Я даю вам!»
Все они удивились и испугались. Спаситель (92) рассмеялся, сказал им:
«О чем вы думаете и недоумеваете? Чего вы ищете?»
Сказал Филипп:
«О сущности всего и домостроительстве».
Спаситель сказал им:
«Я хочу, чтобы вы поняли, что все люди, рожденные на земле от создания мира доныне, будучи прахом, разыскивая Бога, Кто Он и Каков Он, не нашли Его. Мудрейшие среди них рассуждали от устроения мира и движения, и их рассуждение не постигло истины, ибо устроение – все философы говорят о нем тремя способами, как оно установлено, поэтому они не согласны. Ведь некоторые из них говорят о мире, что он установился (93) сам собой, другие – что это Провидение, иные – что это Судьба, и это ни одно из них. Три же голоса, о которых Я уже сказал, ни один из них не приблизился к истине, и они от человека.
Я же, вышедший из света бесконечного, Я здесь, ведь Я знаю его, чтобы рассказать вам точный смысл истины. То, что само собой, – жизнь скверная, случайная, Провидение немудро, а Судьба бесчувственна. Вам же дано знать, и достойным знания будет дано то,
что рождено не от семени скверного действа, но от первого, который был послан, ибо это бессмертный среди людей смертных.
Сказал (94) Ему Матфей:
«Господи, никто не сможет найти истину, если не благодаря Тебе. Научи же нас истине».
Спаситель сказал:
«Сущий – это неизреченный. Начала не познали Его, ни власти, ни подчинения, никакое естество от создания мира доныне, кроме Него Самого и Того, посредством Кого Он желает открыть, Того, Кто из первого света. Отныне <Он откроется вам через> Меня, великого Спасителя.
Ведь Он – бессмертный, вечный. Вечный же, не имеющий рождения, ибо всякий, имеющий рождение, погибнет; нерожденный, не имеющий начала, ибо у всякого, имеющего начало, есть конец. Никто не начальствует над Ним. Нет имени у Него, ибо имеющий имя – творение иного. И есть у Него (95) вид Его собственный, не как вид, который мы видели или получили, но вид чуждый, превосходящий все вещи, лучший всего, смотрящий во все стороны, сам собой созерцающий себя самого.
Бесконечный это, непостижимый, пребывающий нетленным, не имеющий Своего образа, благой неизменно, безупречный, вечный, блаженный, непонятный, понимающий Себя Самого, неизмеримый, неисследимый, совершенный, неимеющий изъяна, блаженный нетленно. Называют Его – Отец всего».
Филипп сказал: «Господи, как же явились совершенные?»
Сказал ему совершенный Спаситель:
«Раньше, чем кто-либо явился из тех, кто явлены, величие и власти пребывают (96) в Нем. Он объемлет все всего, и ничто не объемлет Его, ибо Он – весь ум и мысль, и помышление, мудрость, суждение и сила. Все они равносильны, источники всего, и весь их род от начала до конца их пребывал в предвидении бесконечного нерожденного Отца».
Фома сказал Ему:
«Господи, Спаситель, для чего это произошло и для чего они явились?»
Сказал совершенный Спаситель:
«Я вышел из Бесконечного, чтобы рассказать вам все. Дух существующий был родителем, обладая силой <рождающей сущность> (97) и дающей образ, чтобы явилось великое богатство, сокрытое в Нем. Из-за Своей благости и Своей любви Он Сам Собой пожелал породить плоды, чтобы не только Он наслаждался Своей благостью, но и другие духи рода непоколебимого могли обрести тело и плод, славу и честь, и нетленность, и милость бесконечную, чтобы Его благо было явлено Саморожденным Богом, Отцом всех нетленностей и возникших после них. И они не приходили в явное. И есть большое различие между нетленными».
И Он вскричал, говоря:
«Имеющий уши, чтобы слышать о бесконечных, пусть слышит, и бодрствующие – Я говорил с ними!»
Затем Он продолжил, (98) сказал:
«Все, возникшее из тления, погибнет, поскольку возникло из тления. Возникшее из нетленности не погибает, но пребывает нетленным. Поскольку множество людей соблазнилось, не познав этого различия, они умерли».
Сказала Ему Мариам:
«Господи, как же мы узнаем это?»
Сказал совершенный Спаситель:
«Пойдем от неявного до завершения явного, и излияние мысли явит вам, как вера в неявное найдена в явном, принадлежащем нерожденному Отцу. Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит!
О Господе всего по истине не говорят "Отец", но "Праотец", <ибо Отец> – начало того, что явится, Он (99) же – безначальный Праотец, и Он видит Себя Самого в Себе, как в зеркале. Он явил подобного Ему Самому, и Он, Его подобие, явился, как Бог-Отец Сам Собой, и предстоящий над предстоящими, Предвечный Нерожденный Отец. Это равный по возрасту
Свету, Который до Него, но не равный Ему по силе.
И после Него Он явил множество предстоящих, всех саморожденных, равновозрастных, равносильных. Они в славе и бесчисленны, и называют их поколением, не имеющим царства над собой, из которого вы сами явились, от людей этих. И все это множество, над которым нет царства, называют (100) сынами Нерожденного Отца, Бога, Спасителя, Сына Бога, Того, Чье подобие с вами.
Он же, непонятный, всегда наполнен всяческой славой нетленностью и радостью неизреченной. Все они покоятся в Нем, постоянно радуясь радостью неизреченной, над его славой неизменной и ликованием неизмеримым, тем, о котором не слышали никогда, ни поняли его во всех эонах и их мирах доныне».
Сказал Ему Матфей:
«Господь, Спаситель, как Человек явился?»
Сказал совершенный Спаситель:
«Я хочу, чтобы вы поняли, что Тот, Кто явился до всего в бесконечности – самородный, (101) самосотворенный Отец, совершенный в свете, светящем, неизреченном. Он замыслил в начале, чтобы Его образ стал великой силой. Тотчас начало света того явило Человека Бессмертного андрогинного, чтобы посредством этого бессмертного Человека они достигли спасения и очнулись от забытья благодаря Истолкователю, Который был послан, Тому, Кто с вами до завершения нищеты разбойников.
Его же супруга, великая София, определена Саморожденным Отцом для Него изначально, для соединения. От Бессмертного Человека, явившегося первым, – {и} Божественность и Царство, ибо Отец, (102) называемый – Человек-Самоотец, явил его.
Он создал Себе великий эон, имя которого "Восьмерица", для Своего величия, Ему дана великая власть, Он воцарился над всем творением нищеты, Он создал Себе богов, и ангелов, и архангелов, мириады бесчисленные, для служения из света этого и духа трижды мужественного, принадлежащего Софии, его супруге.
Богом же Тем началась Божественность и Царство, поэтому дано Ему имя – Бог богов, Царь царей. Первый Человек – есть в Нем Его собственный ум, мысль, как Он есть, помышление, мудрость, (103) суждение, сила. Все члены существующие совершенны и бессмертны. По нетленности они равны, по силе же различаются, подобно отличию отца от сына, <и сына> от мысли, и мысли от прочего.
Как Я уже сказал, среди рожденных Единица – первая. После же всего все, что было явлено, явилось из его силы. И из того, что сотворено, явилось все то, что изготовлено. Из того, что изготовлено, явилось то, что сформировано. Из того, что сформировано, – то, чему дано имя. Поэтому различие нерожденных возникло от начала до конца их».
Тогда сказал Ему Варфоломей:
«Почему <Он> назван в (104) Евангелии Человеком и Сыном Человека? Сей Сын от которого из них?»
Сказал ему Святой:
«Я хочу, чтобы вы поняли, что первый Человек назван Родителем, Умом самосовершенным. Он согласился со Своей супругой, Великой Софией, Он явил Своего первородного Сына, андрогинного, его имя мужественное – он назван Прародителем, Сыном Божьим. Его имя женственное – Прародительница София, Мать всего. Некие называют ее Любовью.
Его же, Первородного, называют Христом. И есть у Него власть от Его Отца. Он создал Себе множество (105) ангелов, бесчисленное, для служения из духа и света».
Сказали Ему Его ученики:
«Господи! Тот, Кого называют Человеком, открой нам о Нем, чтобы мы точно поняли о Его славе».
Сказал совершенный Спаситель:
«Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит! Отца-Прародителя называют Адамом, Оком Света, ибо он вышел из света светящего со своими ангелами святыми, неизреченными, без тени, и они радуются постоянно радостью их помышления, которое они получили от своего Отца.
Все царство Сына Человека, называемого Сыном Бога, наполнено радостью неизреченной, без тени, и ликованием неизменным, и они радуются над Его славой нетленной, (106) о которой не слышали никогда доныне, ни явилась она во всех эонах, возникших после них, и их мирах.
Я вышел из Саморожденного и первого света, бесконечного, чтобы раскрыть вам все».
Вновь сказали Его ученики:
«Научи нас в откровении, как от неявленных (существующие) сошли вниз, от Бессмертного в мир смертный».
Сказал совершенный Спаситель:
«Сын Человека согласился с Софией, Своей супругой. Он явил великое Светило андрогинное. Его имя мужественное, говорят о Нем – Спаситель, Родитель всех вещей. Его имя женственное – Всеродительница София, некоторые называют ее – Вера.
Все грядущие в мир как (107) капля от света, от того, кто послал их в мир вседержителя, чтобы они были сохранены им. И ярмо его забытья связало его по воле Софии, чтобы дело было явлено им всему миру нищеты из-за его гордыни и слепоты и невежества, ибо он был назван. Я же, вышедший из мест вышних по воле великого света, вышедшего из этого ярма, сокрушил дело разбойников, пробудил ее, чтобы дала большой плод с Моей помощью эта капля, посланная Софией, (и) стала совершенной и не нуждалась более, но была соединена Мной, великим Спасителем, чтобы ее слава явилась, чтобы и София была оправдана от нужды этой, чтобы и ее (108) дети не нуждались, но достигли чести и славы и взошли к своему Отцу, и познали слова света мужественного.
Вы же, посланные Сыном, пославшим вас, чтобы вы приняли свет и восстановили себя от забытья властейи уже не явилось из-за вас действо скверное, которое из страшного пламени, вышедшего из сердцевины их. Попирайте их провидение».
Тогда сказал Ему Фома: «Господь, Спаситель, превосходящие небеса – сколько их эонов?»
Сказал совершенный Спаситель:
«Я прославляю вас, что вы спрашиваете о великих эонах, ибо ваши корни в этих бесконечных. Когда же они явились, те, о ком я уже рассказал, сначала создал [Себе Отец, Самородитель, двенадцать эонов для служения двенадцати ангелам, все они совершенны и благи. От них явился
изъян в жене».
Он сказал Ему:
«Сколько эонов от бесконечных нетленностей?»
Сказал совершенный Спаситель:
«Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит! Первый эон – Сына Человека, называемого Прародителем, называемого Спасителем, явившегося. Второй эон – Человека, называемого Адамом, оком света. Обладающий ими – эон, над которым нет царства, (эон) Вечного Бога бесконечного, Саморожденного, эон эонов, которые в нем, бессмертных, о котором Я уже говорил, над седьмым, явившимся из Софии, то есть первым эоном.
Он же, Бессмертный Человек, явил эоны и силы, и царства, и Он дал власть всем, явившимся из Него, чтобы они исполняли свои желания до последних, которые над хаосом, ибо они согласились друг с другом, они явили всяческое величие. И из духа – множество светов, они в славе и бесчисленны, те, кому дано имя в начале, то есть первый эон, и второй, и третий. Первому дано имя – Единство и Покой, и у каждого есть свое имя, так что (третий эон назван Церковью из-за) великого множества, явившегося в Одном множественном (?).
Из-за того, что множество, собираясь,] (111) приходит в единство, мы называем их Церковью Восьмерицы. Она явлена андрогинной, дано ей имя частью мужское и частью женское. Мужчине дано имя – Церковь, женщине – Жизнь, чтобы она явилась, ибо от женщины возникла жизнь во всех эонах. И все имена получены от начала ибо из его благоволения и его мысли явились силы сначала, те, что названы богами <богов>. И боги богов из своих мудростей явили богов. <И боги> из своих мудростей явили гóсподов <гóсподов>. И гóсподы гóсподов явили из своих суждений гóсподов. И гóсподы из своих сил явили архангелов. И архангелы из своих слов явили (112) ангелов. Из них явились виды,
и облики, и формы, и имена во всех эонах и их мирах.
И бессмертные, о которых Я уже сказал, все имеют власть от Бессмертного Человека, который назван Молчанием, ибо помышлением, без слова, он совершил свое величие. Ибо нетленности, имея власть, создали себе, каждая из них, великие царства в восьмом (небе), и престолы с храмами для своих величий. Все это произошло по воле Матери всего».
Тогда апостолы святые сказали Ему:
«Господь, Спаситель, скажи о тех, кто в эонах, ибо необходимо нам спросить о них».
Сказал совершенный (113) Спаситель:
«Если вы спрашиваете о чем-нибудь, Я скажу вам. Они создали себе воинства ангельские, мириады бесчисленные, для служения, c их славами, они создали девственных духов светлых, неизреченных, неизменных. Нет у них ни труда, ни бессилия, но только желание.
Эоны совершились так поспешно и небеса и тверди в славе Бессмертного Человека и Софии, Его супруги, место, в котором получили образ все эоны и миры, и возникшие после них из него для создания <их> подобий в небе хаоса и их мирах.
И все естество от появления хаоса из света светящего без тени и радости неизреченной, и ликовании неизреченном, радуется постоянно над их славой (114) неизменной и покоем неизмеримым, о котором невозможно рассказать во всех эонах возникших после них с их силами.
И все то, что Я уже сказал вам, Я сказал, чтобы вы могли светиться светом более их».
Сказала Ему Мариам:
«Господь святой, откуда пришли Твои ученики, и куда пойдут, и что они будут делать в этом мире?»
Сказал им совершенный Спаситель:
«Я хочу, чтобы вы поняли, что София, Мать всего и супруга, пожелала сама, чтобы это возникло, без своего супруга. Было же угодно Отцу всего, чтобы явилась Его немыслимая благость. Он создал эту завесу между бессмертными и возникшими после них, чтобы последствия [следовали за всеми эонами и хаосом, чтобы явился изъян женственности, чтобы Заблуждение стало бороться с ней, и это (119) стало завесой духа.
Из эонов небесных излияния светлые, как Я уже говорил, капля от света и Духа, и она сошла в нижние части вседержителя хаоса, чтобы явились их изделия от этой капли. И это осуждение для него, родоначальника, называемого Ялдаваофом.
Капля эта явилась в их изделиях посредством дыхания, как душа живая. Она ослабла, (120) уснула в забытьи души. Когда она согрелась от дыхания великого Света, Мужа,
и он задумал мысли, приняли имена все, находящиеся в мире хаоса, и все, что в нем, от этого Бессмертного, когда дыхание вдохнуло в него.
Когда же это произошло по воле Матери, Софии, чтобы одежды, которые в этом мире, (121) соединил Бессмертный Человек для осуждения разбойников, и он приветствовал дуновение этого дыхания; будучи же душевным, он не смог принять эту силу в себя, пока не исполнилось число хаоса.
Когда же исполнилось время, отсчитанное великим ангелом, и Я научил вас о Человеке Бессмертном и освободил его от ярма разбойников. Я сломал врата (122) немилостивых перед ними, Я унизил их провидение, они все были посрамлены, они очнулись от своего забытья. И поэтому Я пришел в этот мир, чтобы они были соединены с духом] (117) этим и дыханием, и чтобы двое стали одним, как вначале, чтобы вы дали большой плод и взошли к Предвечному в радости неизреченной и славе, и чести, и милости Отца всего.
И знающий Отца в знании чистом удалится к Отцу и упокоится в нерожденном Отце. Знающий же Его в недостатке удалится в недостаток и в покой восьмого (неба). И знающий бессмертного Духа Света в молчании от помышления и благоволения в истине, пусть принесет Мне знаки Незримого, и он станет светом в Свете Молчания. Знающий Сына Человека в знании и любви пусть принесет Мне знак (118) Сына Человека, и он будет обитать вместе с теми, кто в восьмом (небе).
Вот, Я явил вам имя Совершенного, всю волю ангелов святых, чтобы завершилось в этом мире множество мужественное, чтобы они явились в эонах, бесконечные, и возникшие в неисчерпаемом богатстве великого незримого Духа, чтобы все они приняли от Его блага и богатства свой покой, над которым нет царства.
Я вышел [из первого,] который был послан, чтобы Я явил вам Предвечного ради гордыни родоначальника и его ангелов, ибо они говорят о себе, что они боги. Я же пришел восстановить их от их слепоты, чтобы рассказать каждому о Боге, Который над всем.
(119) Вы же попирайте их могилы, их провидение – унижайте его, и их ярмо – сокрушите его, и пробудите принадлежащее Мне. Я дал вам власть над всем, как детям света, чтобы вы попрали их силу своими ногами».
[Сказав] это, [блаженный] Спаситель [стал незрим] для них. Тогда [все ученики] были в [великом ликовании неизреченном], в [духе. Со] дня того Его [учени]ки начали пропове[довать Ева]нгелие Бо[га, Отца не]тленного, вечного. Аминь.
Премудрость Иисуса.