@
Библиотека текстов Исследования Критика Контакты СсылкиФорум
Библиотека текстов » Переводы » Библиотека Наг-Хаммади » 7 кодекс » Откровение Петра (Д. Алексеев)

Откровение Петра (NHC VII, 3).


Спаситель, сидя в храме, во внутренней части здания у соединения десятого столба, и покоясь над числом величия живого, неоскверненного, сказал мне:
Петр, благословенны принадлежащие Отцу, лучшие небес, явившему жизнь тем, кто от жизни, посредством Меня. И Я дал мысль, чтобы они, установленные на прочном, услышали Моё слово и услышали слова неправедности и беззакония закона, и праведности, как (71) они существуют свыше, все слова полноты истины, приняв свет в согласии от Того, Кого искали начала и не нашли Его, и не рассказали о Нем ни при каком роде пророков.
И Он явился ныне в каждом из них, – в явном, то есть Сыне Человека, превысшего небес, (и) в страхе людей совокупления. Ты же сам, Петр, стань совершенным в своем имени со Мной Самим, избравшим тебя, ибо из тебя я сделал начало остальных, которых Я призвал к знанию. Так что стань сильным перед подделкой праведности Того, Кто первым призвал тебя.
И Он призвал тебя, чтобы ты познал Его, как должно, – о лишении, постигшем Его, и узах Его рук и Его ног, и увенчании принадлежащими середине, и теле сияния Его, – Его несут в надежде (72) служения, ради дорогой платы, – как Он обличит тебя трижды в ту ночь.

И пока Он говорил это, я увидел священников с народом, бегущим на нас с камнями, как будто они убьют нас. И я смутился, как бы нам не умереть, и Он сказал мне:
Петр, Я говорил тебе много раз, что это слепые, не имеющие поводыря. Если ты хочешь познать их слепоту, положи свои руки на глаза с одеждой твоей и скажи, что ты видишь.

Я же, сделав это, не увидел ничего. Я сказал:
Ничего не видно.

Вновь сказал Он мне:
Сделай это опять.

И был у меня страх с радостью, ибо я увидел свет новый, больший света дня. После этого он сошел на Спасителя, и я рассказал Ему о том, что увидел. И Он сказал мне опять:
Подними руки твои и слушай, о чем говорят (73) священники с народом.

И я услышал священников, сидящих с книжниками, и толпа кричала своим голосом. Услышав об этом от меня, Он сказал мне:
Подними уши твоей головы и послушай, о чем они говорят.

И я послушал еще:
Пока Ты сидишь, Тебя прославляют.

И когда я сказал это, Спаситель сказал:
Я сказал тебе, что они слепы и глухи. Послушай же ныне то, что говорится тебе в тайне, и береги это, не говори сынам века сего, ибо ты будешь хулим в этих веках, не знающих тебя, прославляем же в знании.
Ведь многие примут от начала нашего слова и отвернутся вновь по воле отца их заблуждения, ибо они сделали угодное ему. И он явит их на своем суде, то есть служителей слова. Те же, кто (74) соединился с ними, станут их пленниками, будучи бесчувственными.
Непорочного же, чистого, благого они сталкивают к создателю смерти и в царство прославляющих Христа в восстановлении (αποκαταστασις) и прославляющих людей устроения ложного, тех, кто появится после тебя.
И они возрастут в имени мертвеца, думая, что очистятся, и запачкаются (еще) больше и впадут в имя заблуждения и в руки злого хитреца с многообразной догмой, управляющих ими в ереси. Ведь некоторые из них станут хулящими истину и говорящими злые слова. И они будут злословить друг друга.
Иным будет дано имя, – ибо они стоят в силе архонтов, – некоего человека и обнаженной женщины, многообразной со множеством страстей. И (75) говорящие это будут спрашивать о снах. Даже если они говорят, что сон пришел от демона, достойного их заблуждения, и тогда будет дано им истление вместо нетленности.
Ведь зло не сможет дать плода доброго. Ведь каждый, – место, из которого он, дает подобное ему, ибо не все души от истины и от бессмертия.
Ведь всякая душа этих веков, смерть суждена ему перед нами. Так что это рабыня во всякое время, созданная для ее страстей и их вечного истления, которым они являются и из которого они. Они любят создания вещества, возникшего с ними.
Но не подобны им, Петр, души бессмертные, но, пока не придет час, она будет подобна той, которая смертна, но не явит своей природы, пребывая одна, (76) бессмертная, рассуждая о бессмертном, веруя и желая оставить это.
Ведь не собирают ни смокв с терновника, или с колючек, если они мудрые, ни винограда с терна. Ибо то, что существует, всегда пребывает в том, из чего оно. Существующее из недоброго становится для нее истлением и смертью.
Та же, которая пребывает в Вечном, в принадлежащем жизни и бессмертию жизни, уподоблена Ему.
Тот, кого нет, разрешится в то, чего нет. Ведь глухие и слепые существуют, соединяясь только со своими.

Иные же будут совращены словами лукавыми и таинствами, соблазняющими народ. Некоторые, не зная таинств, говорят то, чего не знают, но они будут хвастаться, что только им принадлежит таинство истины. И в гордыне (77) они начнут завидовать душе бессмертной, которая стала залогом.
Ведь все власти, начала и силы этих веков хотят быть с ними в создании мира, чтобы тех, кого нет, те, кто есть, но забыли себя, прославили, хотя они не спасли их и не привели их на путь. Они хотят во всякое время стать нерушимыми, ведь если душа бессмертная примет силу в духе разумном, тотчас же устремляются на нее те, кто впал в заблуждение.
Иные же многочисленные, борясь против истины, то есть вестники заблуждения, приготовят свое заблуждение и свой закон против Моих чистых мыслей, поскольку они смотрят только на одно, думая, что добрые и злые – от одного. Они становятся торговцами (78) Моим словом. И они установят тягостную судьбу, от которой будет тщетно убегать род душ бессмертных вплоть до Моего пришествия, – ведь они будут среди них, – и Моего прощения согрешений, в которые они впали из-за противников. Я выкупил их из рабства, в котором они были, чтобы дать им свободу.
Ведь будет создан остаток подражания во имя мертвеца, то есть Гермы, первородного неправедности, чтобы свету, который существует, не поверили малые сии. И так они, работники, будут изгнаны во мрак внешний от сынов света, ибо они не входят, но и не позволяют приходящим в согласие с ними, к своей погибели.
Иные же еще из них, обладая страстями, думают, что совершат (79) мудрость братства, действительно существующего, то есть единства духа с единством происхождения в союзе, благодаря которому явится брак нетленности. Явится род подобия братии согласно подделке – это те, кто угнетает своих братьев, говоря им: "Посредством этого милует наш Бог, поскольку спасение есть для нас только в этом", – не зная о наказании тех, кто рад тому, что они сделали это дело малым сим. Они увидели их, они поработили их.
И будут иные из тех, кто вне нашего числа, называющие себя епископом и, к тому же, диаконами, как будто они получили свою власть от Бога. Увлекаясь судом о первых местах, они – рвы безводные.

Я же сказал:
Боюсь из-за того, что Ты сказал мне, что (80) <иные>* перед нами, поддельные, и многие введут в заблуждение также и многих живых, они будут сломлены среди них. И когда они говорят Твое имя, им будут верить.

Сказал Спаситель:
Время, определенное для них числом их заблуждения, они будут царить над малыми сими. И после завершения заблуждения обновится Нестареющий бессмертного разума, и они будут царствовать над теми, кто царил над ними. И их заблуждение – он вырвет его корень, и сделает его посмешищем, и оно явится во всякой свободе, которую оно присвоило себе. И они, таким образом, останутся неизменными, Петр.
Иди же! Пойдем к исполнению благоволения Отца неоскверненного. Ибо вот, грядут те, кто навлечет на себя суд, и они сделают себя посмешищем, Я же – им невозможно коснуться Меня, а ты, Петр, будешь стоять посреди них. Не бойся из-за своего малодушия, – их понимание будет заперто, ибо Незримый противостал им.

Когда Он сказал это, я увидел, как будто Он схвачен ими, и сказал:
Что я вижу, о Господи! Что Ты Сам взят и Ты держишь меня! И кто тот, кто радуется над древом, смеящийся, и другой, они бьют его ноги и его руки?

Сказал мне Спаситель:
Тот, кого ты видишь над древом, радующегося и смеющегося, это живой Иисус, а тот, кому они забивают гвозди в его руки и его ноги, это его плотская часть, то есть замена, выставленная ими на позор, тот, кто уподоблен ему. Посмотри же на него со Мной!

Я же, когда увидел, сказал:
Господи! Никто не видит Тебя. Давай убежим отсюда!

Он же сказал мне:
Я говорил тебе, оставь слепых! И посмотри, как они не понимают того (82), что говорят. Ведь сына своей славы вместо моего слуги они сделали посмешищем.

И я увидел некоего, приближающегося к нам, подобного тому, кто смеялся над древом. Он же был полон Духом Святым, и Он – Спаситель. И был великий свет, окружающий их, неизреченный, и множество ангелов неизреченных и незримых благословляло их. Я же видел Его, явленного, прославляемого.

Он же сказал мне:
Будь сильным! Ибо дано тебе эти тайны познать в откровении, что тот, кого они пригвоздили, это первородный, и дом бесов, и <глиняный> сосуд, который они населяют, принадлежащий Эло(х)иму, принадлежащий кресту, пребывающему под законом.
Тот же, Кто стоит рядом с ним, это Спаситель живой, первый в том, что они захватили. И Он освобожден, Он стоит радостно, видя тех, кто Его преследовал, разделенными между (83)собой. Поэтому Он смеется над их невидением, зная, что они слепорожденные.

Итак, он станет мучеником, поскольку тело это замена. То же, что оставлено, это Мое тело бестелесное, а Я разумный Дух, полный сияющего света. Тот, кого ты видел приходящим ко Мне, это наша полнота разумная, соединяющая свет совершенный с Моим Святым Духом. И то, что ты видел, ты дашь принадлежащим к иному роду (αλλογενης), которые не от века сего.

Ибо никакой чести не будет никому из людей, которые не бессмертны, но только тем, кто избран от сущности бессмертной, той, которая явилась способной принять в себя Того, Кто дает Свое изобилие.
Поэтому Я сказал, что каждому, кто имеет, будет дано, и приумножится ему, у того же, кто не имеет, то есть человека места сего, пребывающего полностью мертвым, превозносящегося соединением создания порождения, (84) который, если некто является от сущности бессмертной, думает, что он будет схвачен, – будет отнято у него и добавлено тому, кто есть.
Ты же укрепись сердцем и не бойся ничего, ведь Я буду с тобой, чтобы никто из твоих врагов не одолел тебя. Мир тебе! Будь сильным!

Когда Он сказал это, он пришел в себя.
Αποκαλυψις Πετρου.

Перевод Дм.А. по изданию Nag Hammadi Codex VII, NH&MS XXX, 1996.