ГНОСТИКО-ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ КРЕДО БОГОМИЛОВ
Как и у канонического христианского учения, главных составляющих богомильского религиозного кредо три — космогония, христология и эсхатология, однако с тем существенным различием, что в каноническом христианстве они существуют под знаком библейского монотеизма, а у богомилов в свете дуалистического мировоззрения.
Как целостный рассказ богомильская космогония, христология и эсхатология были созданы, вероятно, к середине X века в результате проповеднической и литературной деятельности попа Богомила и его последователей. Об этом можно судить из некоторых отрывков в письме цареградского патриарха Феофилакта, но больше всего из сведений в Беседе Козьмы Пресвитера. Из них видно, что богомилы достаточно обстоятельно развили свои дуалистические взгляды и что уделяли значительное место объяснению роли злой силы. В Беседе неоднократно упоминается о вере еретиков в творческую деятельность злого дьявола, объявленного ими "неправедным управителем" или "падшим ангелом".[1] Отмечено, что богомилы пользовались перед своими слушателями разными "баснями", под которыми подразумеваются, вероятно, их дуалистические рассказы.[2] Однако, к сожалению, болгарский писатель не дает нам более подробного и полного изложения их космогонических, христологических и эсхатологических представлений, а довольствуется отрывочными данными, на основе которых мы не можем создать целостной и связной картины. Наверное, он умолчал в своей работе о ряде подробностей учения богомилов и потому, что не был полностью осведомлен о них. При этом явно преобладало стремление автора разоблачить главную сторону богомильского учения — а именно, его отрицательное отношение к церковной и светской власти. Поэтому он не уделил достаточного места раскрытию его идейно-теоретической основы.
Значительно более обширные сведения о богомильской космогонии, христологии и эсхатологии мы находим в сочинениях Евфимия Акмонейского и Михаил Пселла (оба XI века).[3] Из содержащихся в них данных видно, что космогонические и эсхатологические взгляды еретиков проповедовались в форме рассказа, с которым они знакомили своих слушателей и приверженцев.
Однако наиболее целостно богомильская космогония, христология и эсхатология переданы в написанной в начале XII века противоеретической книге Евфимия Зигабена "Паноплия догматика"[4] и в Иоанновом евангелии (Тайной книге), составленной в этом же столетии. В нем рассказ доведен от начала до конца и представляет завершенное целое. Поэтому апокриф является наиважнейшим источником и вместе со сказанным в "Паноплия догматика" будет основой следующего изложения.
[1]. Ср. Бегунов К. Ю., Козьма пресвитер в славянских литературах, София, 1973, с 40.
[2]. Там же., с 39.
[3]. См. о них в изложении об источниках.
[4]. О "Паноплия догматика" там же.
Автор - Д. Алексеев