@
Библиотека текстов Исследования Критика Контакты СсылкиФорум
Исследования » Канонические писания » Дары и лжедары библейские модели и духовный опыт

ДАРЫ И ЛЖЕДАРЫ

БИБЛЕЙСКИЕ МОДЕЛИ И ДУХОВНЫЙ ОПЫТ 

 

Два подхода к дарам духовным и их конфликт

 

Сопоставляя подходы к дарам (харизмам) духовным в православии и современных движениях протестантизма, в его пятидесятнических - харизматических течениях, можно выделить два противоборствующих взгляда, две точки зрения. Так, взгляд вышеупомянутого протестантского течения предполагает, что пришедший ко Христу человек обретает Духа Святого и ему даются сверхъестественные харизмы для служения. В основу ложится модель, согласно которой ученикам Христа по наступлении Пятидесятницы сразу даровались харизмы, ученики учеников в Новом Завете также сразу обретали дары для созидания Церкви и никаких препятствий им в этом не ставилось.

С точки же зрения традиции православия, сверхъестественные харизмы даруются после глубокого осознания человеком своей лукавой природы и последующей борьбы со своими страстями. Явление же Пятидесятницы – Схождения Духа, мыслится скорее уникальным единственным событием, произошедшим при рождении Церкви.

 

В современных движениях протестантизма при всём желании далеко не всегда удаётся заполучить харизмы при обращении человека ко Христу, как того предполагает библейская модель. И тогда ученикам современности может настоятельно рекомендоваться требовать даров у Бога, разнообразно и  дерзновенно брать то, что должно по праву принадлежать, "дерзновенно приходить к Престолу благодати" дабы пережить уже свою «Пятидесятницу». В обиход могут вводиться разнообразные экспериментальные практики дерзновенного требования и обретения харизм, которые связаны с вторжением в мир духовный, в мир "сил и помазания", для обретения этого самого сверхъестественного в подтверждение модели. В помощь очень даже успешно могут идти те, кто уже добился определённых результатов, получил некогда (возможно таким же методом) помазание, и возможно общается с ангелами и даже самим Христом..  Традиция православия же наотрез отказывается обретать харизмы подобными методами, вторгаться в какие либо миры "сил и помазания", а общения с какими-либо ангелами считает вообще занятием бесовским.   

 

Протестантские же учения подвергают критике православный подход относительно какой-либо предварительной и продолжительной борьбы, что тот не основывается на Библии, не подтверждается библейской моделью, когда Бог даровал сверхъестественные харизмы сразу, без всяких осознаний и борений. И критику можно было бы поддержать, если бы не «но».Так, в самом мире харизматических чудес и даров происходят вещи, которые заставляют усомниться в их истинности, в их божественной природе. И тут рождается определённый конфликт относительно самой уже библейской модели. Ибо следует признавать, что существуют лжедары, т.е. сверхъестественные способности, которые скорее имитируют под харизмы Духа. Способности и явления, которые трудно назвать исходящими от Бога при всех их попытках быть на это похожими. Но тогда возникает противоречие в самой библейской модели, в которой лжедары не фигурируют, что вызывает трудности в переосмыслении, ибо теория мыслится незыблемой.

 

Следует отметить, что сам православный взгляд не сугубо теоретичен,  но имеет опору на духовный опыт, в котором существуют примеры этих самых лжедаров. Когда  верующие во Христа люди в начале своего духовного пути обретали якобы дары и чудотворили, однако что в последствии оказывалось попаданием под бесовское прельщение. Покаяние и отречение освобождало от лжедаров, а через время приходили и дары истинные.

 

Но можно ли найти обоснование в Новом Завете такому положению дел?

 

Апостол Павел о колдовстве

 

Перечисляя в Послании Галатам дела плоти, в списке дел упоминается и колдовство.

 

 

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 

20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 

21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал.5:19-21)

 

 

И здесь возникает вопрос. Каким образом среди весьма даже материальных проявлений дел, которые можно связать с именно плотской натурой человека, в один ряд ставится колдовство? Ведь колдовство определённо можно отнести к явлению духовного плана, когда через человека проявляется некая именно духовная сила, без которой сверхъестественные проявления невозможны. Но оно почему-то мыслится также делом плоти. Ответ может быть следующим.

 

Картина ап. Павла

 

Так в Посланиях апостола Павла открывается, что человеческий мир находится под покровительством духов злобы, мiродержцев, Начал и Властей. Также на основании Посланий можно придти и к выводу, что человечество управляется через страсти и похоти князем (Началом), господствующим в воздухе. При этом обнаруживается некое их единство, взаимосвязь страстей с господствующим в воздухе Началом, что как раз и отражено в православной аскетике. 

На основании НЗ можно также придти к тому, что сам же человек мыслится в единой органической связи с лукавым миром, в котором он и существует. Когда его плотская натура, натура миродержцев и суть самой среды обитателей характеризуется одним термином – злость, лукавость. Сопоставляя возникший вопрос именно с такой картиной можно придти и к выводу, что колдовство у апостола – проявление этих самых духовных Начал и Властей через плоть. Органическая связь даёт им право проявляться. 

 

Может возникнуть логичный вопрос, а почему тогда человечество массово не «чудотворит», ибо все от рождения плотские и как следствие должны быть чудотворцами? Ответ может быть следующий. Реализация права имеет некий сдерживающий фактор. Право должно возыметь нечто дополнительное, чтобы реализоваться. И эта реализация наступает когда человек сам открывает дверь в сверхъестественный мир, вторгается туда посредством неких приёмов и практик "дерзновенного прихода к Престолу", либо некто «духовно просветлённый» открывает в человеке «двери», после чего Начала и вступают в свои права. В таком случае православный подход с его опорой на духовный опыт к вопросам даров имеет своё обоснование на основе Писания. 

 

Может возникнуть вопрос, а почему же Павел таки прямо об этом не написал, прямо это не провозгласил, дабы не возникало проблем в будущем? Ибо если бы чёрным по белому подымался вопрос о лжедарах, то сейчас бы не было никакого конфликта моделей. Попытаемся дать ответ.

 

Разрешение конфликта

 

Фундаментально конфликт моделей можно объяснить отношением двух традиций, протестантизма и православия, к самой Библии. Ведь можно рассматривать вопросы тех же духовных даров, что отражены в Новом Завете, с точки зрения именно фундаментального стартового духовного опыта Церкви первых тридцати лет, с которым можно соизмерять опыт последующий, сопоставлять и развивать и конфликта в этом случае наблюдаться не будет. И здесь Сошествие Духа было уникальным событием в истории Церкви, который являлся первым её опытом, что и был отражён в Новом Завете. Попытка же какими-либо путями произвести повтор «сошествия» чревата обретением духовных подделок.  

 

Относительно рассматриваемых вопросов у Павла. Судя по посланиям, для Павла борьба в человеке духа и плоти, распятие её со страстями и похотями была духовной нормой. Нормой, в которой он жил, которую ставил в пример и ожидал видеть её в других, при этом жёстко проводя уровень требований: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». 

 

Также хочется отметить, что Послания апостола отражают реально лишь опыт первых двух – трёхдесятилетий. Сталкивался ли Павел со случаями духовных обольщений в христианских общинах? На основании его Посланий такой вывод можно обозначить. А раз сталкивался, то наверняка и осмысливал, ища ответы на возникавшие в таких случаях вопросы. Тогда следует и признать, что если он сталкивался, то мы не находим в его посланиях каких либо развёрнутых картин пояснения лжедаров и прельщений, тогда как они имели место быть. Почему же не находим? Возможно потому, что осмысление явлений попросту не успело кристаллизироваться в эти самые развёрнутые да к тому же письменно зафиксированные картины. Явления были отмечены, были даны предостережения и общие предупреждения относительно грядущих прельщений. Да и фундаментальный фон Посланий отражает именно суть эпохи становления, эпохи сошествия Духа Святого и первого служения Церкви, тогда как опыт прельщений является здесь вторичным. В таком случае сохранившиеся и дошедшие до нас Послания содержат предостережения и фундаментальные основы, необходимые для различения и противодействия духовным сверхъестественным прельщениям и лжедарам. Дальнейший же опыт Церкви относительно соприкосновения с миром духовным, результат осмысления которого приводил к выводу об отказе  поиска возможного прорыва в этот мир для обретения особой силы и обращал внимание прежде всего на борьбу с собственными страстями можно рассмотреть продолжением строения того самого фундамента, единым духовным путём тех, кто обрёл обетование дарования Духа, наставляющего на всякую истину.    

 

(c) Влад Вальберг. 

Январь 2009.

vladvalberg@mail.ru