«ТЕЛА НЕБЕСНЫЕ И ТЕЛА ЗЕМНЫЕ»
(σωματα επουρανια και σωματα επιγεια)
КАК ЭЛЕМЕНТ КОСМОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ап. ПАВЛА
Ключевые слова: σωματα επουρανια και σωματα επιγεια, тела небесные, тела земные, космология апостола Павла, сотериология, радикальная текстология Нового Завета.
В Первом Послании Коринфянам ап. Павла можно выделить яркий по содержанию фрагмент, в котором отражены космологические воззрения апостола и на фоне которых рассматриваются вопросы понимания спасения рода человеческого – сотериология, а также концовки нынешней эпохи – эсхатология. При этом, здесь же апостол апеллирует к неким телам небесным и телам земным. В данной небольшой работе будет представлено, что обращение к неким телам [σωματα] является не просто символическим аллегорическим пояснением, но использованием элемента именно космологических воззрений.
Для удобства рассмотрения приводим сам интересуемый нас фрагмент.
| 35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? 36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. 39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. 40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. 41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. 42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. 45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. 46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. 47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. 48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 50 Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (1Кор.15:35-50 - пер. Кассиана) |
Фундаментальное идейное представление.
Выделяем по нашему мнению основное идейное представление. У апостола противопоставляются два мира: мир земной - миру Небесному. Мир земной представляется телами земными, качество которых – тление, бесчестие, слабость, растление, смерть. Мир Небесный же представляется также своими телами, качество которых – нетление, слава, сила, совершенство, жизнь. Это есть фундаментальное положение.
Далее. Павел подходит к раскрытию сотериологической картины.
Телами земными (они же душевные, они же глиняные) обладают природные потомки Адама. Ибо сам Адам – первый представитель людей с телом земным (глиняным). Человечество природно и естественно приобщено к Адаму и к качеству мира тел земных. Представителем мира Небесного является Спаситель - Человек с Неба. Его миссия даёт возможность приобщиться к реальности мира Небесного, что в воскресении христовым дарует тело небесное с его качествами. Тела неба - реальность существования в мире горнем, откуда и приходит Спаситель. Эта реальность предполагает совершенство и нетленность. Именно приобщение к Тому, кто с Неба и дарует впоследствии эту реальность приобщающимся человекам земли.
Таким образом имеем две параллели.
1. Тела земные – человек глины - люди глины – смерть и растление
2. Тела небесные – Человек с Неба – приобщающиеся к новой реальности - восстающие в нетленности и бессмертии.
Проблематика коллизии.
При попытке толкования содержания фрагмента можно обнаружить возникающую смысловую коллизию. Причина которой может быть объяснена наличием пространного пояснения. Дабы понять суть коллизии попробуем отделить фрагменты поясняющего характера от основной идейной линии. Результат представим в двух столбцах.
35 Но скажет кто-нибудь: как восстают мёртвые и в каком теле они приходят? 36 Неразумный) то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт. 37 и то, что ты сеешь, не тело будущее ты сеешь, но голое зерно, |
Основная линия 40 И есть тела небесные, и есть тела земные, но иная слава небесных, иная слава земных * 42.Так и воскресение мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43 сеется в бесчестии, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе. 44 Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть и [тело] духовное. 45 Так и написано: стал первый человек, Адам, душою живою; последний Адам - духом животворящим. 46 Но не духовное прежде, а душевное, затем духовное. 47 Первый человек - от земли из праха; второй Человек - с неба. 48 Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха, и каков Небесный, таковы и небесные; 49 и как мы носили образ того, кто из праха, так и будем носить и образ Небесного. 50 Но то говорю вам, братья, что плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут, и тление нетления не наследует. | 37(б) какое случится, пшеничное или другое какое. 38 Но Бог дает ему тело, какое Он захотел дать, и каждому семени - свое тело. 39 Не всякая плоть - та же плоть, но одна - у людей, другая плоть - у скотов, другая плоть - у птиц, другая - у рыб. но иная слава небесных, иная слава земных * (н е б е с н ы е) 41 Одна слава солнца, и другая слава луны, и другая слава звёзд; и звезда от звезды отличается славой. |
но иная слава небесных, иная слава земных * - данный фрагмент по классификации мы выделим как спорный. Ибо с одной стороны само слово «слава» [δοξα] может характеризовать качество бытия, где это качество не одного порядка (иное). Но с другой стороны «слава» [δοξα] уже является позитивной характеристикой бытия небесного, тогда как характеристика несовершенства бытия земного в аспекте человеческой смерти обозначена бесчестием [ατιμια].
Таким образом выделим суть коллизии, возникающей при толковании фрагмента. Пояснение вносит вторую составляющую в раскрытие картины . При этом "тела земные" это семена пшеница и всякие зерновые культуры, а также скот, рыба, которые в пояснении имеют свои разнообразные тела (в терминологии уже не тела, а виды плоти! [σαρξ]) и живут на земле.
Тела небесные – солнце, звёзды и луна. Они на небе, притом имеют разные тела, да к тому же по-разному и светят.
Однако такое пояснение фактически выходит за рамки сотериологической линии, внося путаницу.
1. Живой природе тел земных (разнообразия плоти) противопоставляются неживая природа тел небесных.
2. Разнообразие видов растений, плоти рыб, животных и человека противопоставляется небесным светилам.
3. Аналогия требует представлять человечество как принадлежащим отряду зерновых и копытных. Спаситель же, который назван Человеком с Неба, в аналогии должен становиться человеком с луны, т.е. инопланетянином.
С радикальной точки зрения исследования текстологического вопроса формирования содержания 1-го Послания Коринфянам явление коллизии может быть объяснено искусственным введением пояснения на этапе редакции изначального авторского текста. Когда редактор принадлежал абсолютно иной мировоззренческой среде, по отношению к апостолу, и вносил интерполяцию по своему уже разумению авторского содержания. При этом он не владел ни пониманием космологической картины, с её сотериологией и эсхатологией, ни её специфическим понятийным аппаратом.
"Небесное и земное" в корпусе НЗ.
Само представление о двух мирах как о двух антагонистических реальностях, двух уровнях бытия неоднократно представлено в корпусе НЗ. Так Евангелие от Иоанна представляет Спасителя, который приходит свыше, из мира горнего в мир, что есть «от нижних». (Пер. под ред. еп. Кассиана)
| 23 И Он говорил им: вы от нижних, Я от вышних; вы от сего мира, Я не от мира сего. (Иоан.8:23 ) 28 Исшел от Отца и пришел в мир; снова оставляю мир и иду к Отцу. (Иоан.16:28) |
Также можно привести пример, как свидетельство упоминания некоего учения о небесном [επουρανια],однако не раскрытом по причине неверия предполагаемых слушателей.
| 12 Если Я о земном [επιγεια] сказал вам, и вы не верите, - как поверите, если скажу вам о небесном [επουρανια]? (Иоан.3:12) |
Освидетельствование представления документами раннехристианской эпохи.
Мировоззренческая картина противопоставления двух миров, с их телами и свойствами (смерти и бессмертия, чистоты и растления) может быть найдена в дошедших до нас документах раннехристианской эпохи.
В качестве примера воспользуемся Книгой Фомы (второй кодекс Наг-Хаммади (NHC II,7) -пер. Дм. Алексеева).
| "Сказал Спаситель: Все тела существуют как животные, они рождены […] Они явлены подобно […] он сам. Небесные же не как видимые, но они явлены в своём собственном корне, и их плод питает их. Эти видимые тела поедают подобные им твари. Поэтому тело изменяется, изменчивое же истлеет, погибнет. И нет у него надежды живой отныне, ибо это тело – животное. И как тела животных истлевают, так истлеют и эти изделия. Разве оно не от совокупления, как принадлежащее животным? Если оно от него, как же оно сможет приобрести большое отличие от них? Поэтому вы малы, пока не станете совершенными". |
В содержании данного фрагмента выделим следующие положения.
1. В исследуемом нами отрывке проводится противопоставление мира земного - миру Небесному. Противопоставляются же именно тела и их свойства.
2. Суть земного бытия характеризуется изменением, истлением и гибелью. Тела земные (животных) для своего существования требуют взаимоуничтожения. Тела людей в земном мире существуют подобно животным организмам и объединены характеристикой самого этого бытия.
3. Тела Небесные имеют иную форму существования, которой присуща незыблемость и чуждо взаимоуничтожение, истление и погибель.
4. Тела земные людей по сути своей природы не способны возыметь иное качество. Такие тела не имеют "надежды живой". Ученики названы поэтому «малыми» до становления совершенства (для сравнения: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления - 1Кор.15:50).
Следует отметить, что в духовной традиции, которая оперировала «телами земными и небесными», «тело небесное» это не банальная и распространённая данность всего человечества, которая сопровождает каждого после смерти (некое эфирное тело) , но именно дар Спасителя приходящий Свыше, который одновременно является и наградой за борьбу со страстями, с Властями тела земного. У того же ап. Павла или в Книге Фомы «небесные тела» это дар и награда. Человек только по факту своего существования в этом мире «небесного тела» не имеет.
Таким образом в данной работе было раскрыто и обосновано, что обращение к неким телам [σωματα] в Послании ап. Павла является не просто символическим аллегорическим пояснением, но использованием элемента именно космологических воззрений. Также была раскрыта суть коллизии пояснений и обоснована версия редакторской интерполяции. В качестве примера исследуемый элемент космологических воззрений был представлен в Евангелии от Иоанна, а также письменным свидетельством раннехристианской эпохи – Книгой Фомы.
(с) Влад Вальберг. Август 2008.
vladvalberg@mail.ru