@
Библиотека текстов Исследования Критика Контакты СсылкиФорум
Исследования » Канонические писания » Космологическая система апостола павла начала и власти.

КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АПОСТОЛА ПАВЛА

НАЧАЛА и ВЛАСТИ

 

В данной работе проводится исследование основных понятий космологической системы апостола Павла, а также  и выявление существующих теологических проблематик, что с ней связаны. 

Использование источников. В работе будут приводиться Библейские цитаты. При этом используются следующие источники.

1. Перевод Нового Завет под ред. епископа Кассиана (в работе принято сокращение - ПК).
2. Библия в Синодальном переводе (в работе принято сокращение - СП).
3. Греческий подстрочный перевод Послания Галатам Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ - UBS

Где использовались:
Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. СПб., 2001.
Греческо-русский словарь, И. Х. Дворецкий, 1958.
Греческо-русский словарь, А. Д. Вейсман. Москва, 1991.
Греческо-русский словарь Нового Завета. Москва, 1997.
Номера Стронга.
The International Critical Commentary.
http://www.bible.in.ua/underl/SUPP/main_NT.htm
4. Греческо-русский словарь Нового Завета Баркли М. Ньюмана.

В работе, при цитировании и исследовании греческого текста, выборочно приводятся примечания относительно совпадений или разночтений текстов греческих оригиналов. При этом используются следующие обозначения.
1. Базовый текст. Издание Соединенных Библейских Обществ, 3-rd edition, London 1975. UBS
2. Majority - "The New Testament in the original Greek according to the Byzantine/Majority text form" Atlanta U.S.A. 1991
3. TR - 1550 Stephens Textus Receptus TR(STR)
4. TR - 1881 Westcott-Hort TR(WH)

Оригинальная Павлова космологическая система может быть выявлена в Посланиях через специфический понятийный аппарат. Это в свою очередь открывает определённый текстологический ключ для исследования оригинальной системы, выявления аутентичных фрагментов, что связаны в единое целое на основе общих терминов понятийного аппарата.

Отметим и особенность развития уже более поздних традиционных космологических систем, когда происходило оттеснение на второстепенный план Павловой космологии воззрениями, возникшими из иного течения религиозной мысли и в иной исторический период. При этом оттеснение выражается либо в исчезновении какой-либо части авторской системы, либо же в использовании её в контексте системы фактически чуждой.

Примечательно выделить и специфику традиционных теологических воззрений – искусственное отделение понятийного аппарата апостола от космологической функции. При этом, понятиям даётся объяснение, что призвано максимально отмежеваться от связи с системой именно космологической, оставив её в тени.

Выделим основные термины Павловой космологической системы.
Во Христе (в Нём) – новая мистическая реальность пребывания детей Божьих.
Полнота [πληρωμα - plhrwma] (обретается во Христе).
Эон [αιων - aiwn] - век, эра, миропорядок, возможно и уровень бытия.
Мир [κοσμου - kosmou] – мироздание, а также уровень бытия, миропорядок (в космологическом аспекте).
Стихии сего мiра [στοιχεια του κοσμου - stoiceia tou kosmou] – первоначала, первоэлементы, принципы мироздания, а также и космические силы, стоящие над міром.
Лукавый [πονηρου(ς) - ponhrou(s)] – порочный, злой, качество естества (в оппозицию к Вышнему), или же сам враг Божий.
Так для Павла (как, впрочем, для Иоанна и для "синоптических" евангелистов) характерно и противопоставление уровней бытия: эона нынешнего к эону будущему, новому и соответственно мiра сего к миру иному, горнему, вышнему. Отсюда в космологии и качественное разделение мирозданий – сей мiр, сей век.

Для Павла век сей и мiр сей – лукав. Имеет своих космических покровителей – мiродержцев [κοσμοκρατορας - kosmokratoras] (Еф.6:12), мыслится возглавляемым "богом века сего" (2Кор.4:4) [qeos tou aiwnos]. Міродержцы же в космологической системе имеют и специфические наименования (иерархии, функции?). Правители этого мiра обозначены, как Начала сего мiра.
Начало(а), Архонт(ы) [αρχων, αρχας - arcwn, arcas] - начало, начала, начальники, начинатели - в космологическом аспекте.
Власти [εξουσιαις - exousiais].
Силы [δυναμεις – dunameis].
Господства [κυριοτητος – kuriothtos].
Сам же "сей Эон" [αιων – aiwn] может мыслиться и как персонифицированная сила зла.
Определённо такой системе присущ и некий дуализм, противостояние уровней бытия. Однако система, в основе своей, не является дуалистической. Богу противостоят силы принципиально преходящие, временные. Силы преступно заявляющие себя богом, но не равные с Истинным, и конец которых предрешён.

Проанализируем Послания апостола на предмет упоминания космических сил, где используются специфические термины космологического аппарата: Начала, Власти, Силы, Господства. При этом проведём теологическую классификацию, а также выявим проблематику, связанную с изучением системы апостола. При анализе, попытаемся выявить, в каких взаимоотношениях с Богом находятся эти силы, а также, какую космологическую функцию они выполняют.

В связи с цитированием текстов Посланий отметим и проблематику переводов, которая связана с игнорированием понятийной системы:
одни и те же её термины могут переводиться различными словами по догматическому усмотрению переводчика;
вольно заменяться словами, которые по греческому тексту являются иными уже понятиями;
сам оригинальный текст с понятийной системой заменяется вольным литературным пересказом.
Всё это в свою очередь приводит к разрушению оригинальной понятийной системы в переводе. В данной работе при цитировании отрывков из Посланий предпочтение будем уделять переводу, выполненному под редакцией еп. Кассиана (ПК). Основные термины апостола в переводе будем отмечать греческими оригиналами, что даст возможность выявлять и отслеживать применение оригинальной понятийной апостольской системы.

1. Упоминание и контекст. Послание Ефесянам описывает духовное противостояние ("не против крови и плоти") детей Божьих с космическими сущностями - Началами и Властями, которые охарактеризованы как мiродержцы сего мира тьмы.
10 Наконец, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его;
11 облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостать козням диавола,
12 потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал [αρχας], против властей [εξουσιας], против повелителей [κοσμοκρατορας - kosmokratoras], этого мира [κοσμου – kosmou] тьмы, против злых духов на небесах [εν τοις επουρανιοις - en tois epouraniois - в небесном]
(Еф.6:11,12) ПК.
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Согласно тексту Начала и Власти здесь однозначно являются врагами Божьими, врагами детей Божьих, выполняя функцию противостояния, которая охарактеризована буквально как козни диавольские. Примечательно и указание на характер их существования, а именно пребывания "на небесах". Апостол относит Начал и Властей - міродержцев, духов злобы к сфере, которая обозначена как небесная [εν τοις επουρανιοις - en tois epouraniois - в небесном]. Место их пребывания не глубины подземелья, но некая небесная сфера. Однако возможно предположить и указание на качество, характер проявления этих врагов, как характер возвышенный и религиозный, когда последние совсем не черти по виду, а именно светлые и набожные "ангелы". Можно попытаться предположить также, что для апостола их взаимоотношение с человеком, предлагает последнему некую духовность. Основанием для такого может служить применение Павлом абсолютно того же оборота [εν τοις επουρανιοις - en tois epouraniois - в небесном] в том же послании, но уже по отношению к мистической Полноте во Христе,
6 и воскресил с Ним и посадил на небесах [en tois epouraniois] во Христе Иисусе, (Еф.6:11,13) ПК
В этом случае, "в небесном" - качество проявление Начал и Властей, характер духовного взаимоотношения с человеком. Возможно и внутреннее духовное пространство человека. Тогда, истинное "в небесном", для апостола, оно уже не в Началах и Властях, а во Христе.

2. Упоминание и контекст. В том же послании Ефесянам.
1 И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда ходили так, как свойственно нынешнему веку, миру сему, по воле князя [αρχοντα – arconta - начала], господствующего в воздухе, духа, действующего теперь в сынах противления
3 среди которых и мы все некогда жили в похотях плоти нашей, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева, как и прочие, -
4 но Бог, богатый милостью, по великой любви Своей, которою Он возлюбил нас,
5 нас, хотя и мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом - благодатью вы спасены -
(Еф.2:1-6) ПК
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. В контексте повествования, космическое Начало (Архонт) – проявляется через людей в характере противодействия Богу. Его функция – управление людьми через похоти плоти, посредством исполнения желаний плоти и помыслов своих рабов. Важно здесь отметить и принципиальную природную, онтологическую связь похотей, помыслов и желаний плоти [σαρκος – sarkos] с космическими силами. Для апостола эти силы и самовыражение плоти находятся в единой связи, общей космологической плоскости. Также отметим, что в данном фрагменте используется единственная форма числа. Павел пишет не о Началах, но о Начале. Здесь можно предложить и два варианта.
А) Используется собирательная форма, когда обращение идёт уже не к многим, но к одному.
Б) Упоминаемое Начало является лишь одним представителем от некоего семейства. Этот представитель имеет свою космологическую функцию в семействе, а именно: обитает в воздухе и действует через похоти и желания плоти своих подданных.   

3. Упоминание и контекст.
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана была эта благодать: благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и всем явить в свете, что есть домостроительство тайны, сокрытой от вечности [αιωνων – aiwnwn - от веков, эонов (мн.ч)] в Боге, создавшем всё,
10 чтобы теперь поведана  была чрез Церковь началам [αρχαις] и властям [εξουσιαις] на небесах [εν τοις επουρανιοις - в небесном] многообразная премудрость Божия,
11 согласно предвечному предустановлению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, (Еф.3:8-11) ПК
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Контекстуально взаимоотношения с Богом и функция не определены. Поэтому отсюда возможно и происхождение трактовки, согласно которой Начала и Власти – ангельские божественные иерархии, которые не обладают всей полнотой информации относительно планов Божьих по возможной причине их иерархически низкого положения. В свою очередь они пытаются обрести понимание через Церковь. Однако такой трактовке можно и обосновано возразить. В космологическом аппарате апостола внутри Послания ясно и недвусмысленно обозначено богоборствующее положение Начал и Властей и нигде в Послании не обозначена возможность того, что Начала и Власти могут являться иерархией именно божественной, образуя, таким образом, некую "зеркальную" картину. Как было отмечено ранее, для Павла "небеса" – не является однозначным синонимом Божественному. Так и в 2Кор.12:2, Павел повествует о некоем посетителе Неба, как Божественной сферы. При этом делается поправка, что небо это именно третье. Возможно, предполагается, что более низкий уровень Божественным не является. Как аргумент можно предложить и то, что в рассматриваемом нами отрывке по отношению к Началам и Властям используется всё тот же термин "в небесном" [εν τοις επουρανιοις], что фактически является дублирующим понятийным оборотом к (Еф.6:12), где функции и взаимоотношение космических сил предельно чётко обозначены. В таком случае для Павла сокрытая премудрость Божья ныне через Церковь,  проникает в сферу Начал и Властей. Здесь же отметим и возможность допущения альтернативного перевода выражения "сокрытой от вечности", как "сокрытой от эонов". Где эоны - сферы пребывания космических сил, возможно и потенциально различных в функциях и взаимоотношениях.

Относительно "Начал и Властей" в системе апостола важно отметить и указание на разумность их естества. Т.е. они однозначно не являются лишь чем-то неодушевлённым, лишь принципами и элементами материального мира, но именно существами разумными. Ибо от них была сокрыта тайна, и они принципиально способны её понимать.

4. Упоминание и контекст. Апостолом открывается картина подчинения космических сил под ноги Христа. Здесь же упоминаются и Господства [κυριοτητος].
19 и что - безмерное величие силы Его в нас, верующих по действию державы силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воздвигнув Его из мертвых и посадив по правую Свою сторону на небесах [εν τοις επουρανιοις - в небесном]
21 превыше всякого начала [αρχης] , и власти [εξουσιας], и силы [δυναμεις], и господства [κυριοτητος] и всякого имени, именуемого не только в этом веке [τω αιων], но и в будущем;
22 и Он всё подчинил под ноги Его, и как главу над всем дал Его Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота [πληρωμα] Наполняющего всё во всём. (Еф.1:19-23) ПК
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Взаимоотношения и функция контекстуально прямо не определяются. Апостолом развивается картина, согласно которой все возможные космические иерархии подчинены уже под ноги Христа, что кстати даёт предпосылку считать их и иерархиями ангельскими. Но такая картина порождает и определённый конфликт. В послании космические силы – Начала и Власти обозначены действующими активными богоборствующими силами, и как будет рассмотрено далее, их оппозиционное противодействие до конца не низложено, и должно лишь свершиться в будущем. Разрешение конфликта может заключаться в отдалении от конкретного смысла понятий в область перечисления всевозможных властей в мироздании, когда в эсхатологической перспективе мыслится их подчинение.

5. Упоминание и контекст. Бессилие всех возможных сил и факторов в мироздании отлучить детей Божьих от любви Божьей во Христе.
38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала [αρχης], ни Силы [δυναμεις], ни настоящее, ни будущее,
39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:38,39) СП
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Прямо взаимоотношения с Богом и функция не обозначены. Однако апостолом силы мыслятся как предпринимающие или потенциально способные провести попытку разделения того, что соединено Богом. Отсюда и вывод об отрицательной информационной нагрузке, налагаемой на взаимоотношение и функцию этих сил.

6. Упоминание и контекст. Никчемность и ложность идолов и богов. Фрагмент имеет некоторое отношение к исследованию.
4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ [κυριους - kurious] много, -
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
(1Кор.8:4-6) СП
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Во фрагменте, при наличии возможно идентичной функции, отсутствует текстологическая полная идентичность слову Господства [κυριοτητο]. Однако апостолом мыслится наличие неких идольских космических сил, господ [κυριους] , претендующих у (для?) людей вне истинного богопознания занять место Единого.

7. Упоминание и контекст. Космические "Начала и Власти" связаны с изложением мировоззренческой системой апостола в соответствующем фрагменте 1 Коринфянам 15 главы, с её теодицеей, сотериологией и эсхатологией.
24 Потом конец, когда Он предает Царство Богу и Отцу, когда Он упразднит [καταργηςη – katarghsh] всякое [πασαν] начало [αρχην] и всякую власть [εξουσιαν] и силу [δυναμιν] .
25 Ибо надлежит Ему царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов под ноги Свои.
26 Как последний враг, упразднена [καταργειται – katargeitai] будет смерть.
27 Ибо Бог всё подчинил под ноги Его. Когда же Он скажет, что всё подчинено, - ясно, что за исключением Подчинившего Ему всё.
28 Когда же подчинено Ему будет всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Подчинившему Ему всё, чтобы был Бог всё во всём.
(1Кор.15:24-28) ПК
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Согласно текста, "Начала и Власти" являются именно Божьими врагами. В стихе 24 используется слово "упразднит" [καταργηςη]. Его значение отражает именно активное низвержение, буквально уничтожение, истребление, превращение в ничто. Стих 25 является фактически дублированием картины противостояния Бога и Его врагов. Стих 26 говорит в продолжение мысли об истреблении смерти, как последнего бастиона. Окончательное низвержение космических мiродержцев связано с исчезновением явления физической смерти. Отсюда выделяем и космологическую функцию мiродержцев, как последнего бастиона – смерть. И конечно же Начала сего мира не являются здесь некими "ангелами смерти" поражающими тех, кому уже "пора". Космические силы связаны с самим механизмом природного разрушения глиняных тел. В контексте самой 15 главы – истребление смерти и Начал связано с окончанием функционирования механизма глиняного разрушения тел. Ибо восставшее тело духовное Христовых уже не подвластно тлению. Принципиально можно и продемонстрировать, что сам механизм разрушения "глиняного" тела человека является для апостола именно природным свойством, качеством творения, для избавления от которого и необходим был приход Спасителя.

8. Упоминание и контекст. Крестная смерть Спасителя представляется как космическое событие, приведшее к обезоруживанию, разоблачению и посрамлению космических Начал и Властей, а также к освобождению их рабов.
14 Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту.
15 Обезоружив начала [αρχας] и власти [εξουσιας] , Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте.
16 Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы;
(Кол.2:14-16) ПК
Наиболее проблематичное и конфликтное место традиционной теологии. С одной стороны апостол предельно ясно и чётко излагает свои мысли, с другой же стороны эта ясность и чёткость требует такого же предельного затемнения, дабы стали возможны теологические согласования. Приведём здесь и подстрочный перевод отрывка.

Подстрочный перевод: (Кол.2:14-15) ПК
[εξαλειψας]_стёрший [το_καθ]_против [ημων]_нас [χειρογραφον]_расписку, рукописания долгов [с] [τοις_δογμασιν]_указаниями [ο]_которая [ην]_была [υπεναντιον]_против [ημιν]_нас, [και][αυτο]_её [ηρκεν]_Он убрал [εκ]_из [του_μεσου]_середины-среды [προσηλωσας]_пригвоздивший [auto]_её [к] [τω_σταυρω]_кресту;

[απεκδυσαμενος]_снявший-сбросивший-обезоруживший [τας_αρχας]_начала [και][τας_εξουσιας]_власти [εδειγματισεν]_он выставил [εν][παρρησια]_открытости, [θριαμβευσας]_восторжествовавший [над] [αυτους]_ними [εν][αυτω]_нём.
(TR(WH), Majority, TR(STR))
Итак, Начала этого мира, в космологической системе апостола, связаны именно с иудеями, т.е. с подзаконными. В стихе 14 происходит смена обращения от адресатов Послания – бывших язычников, на представителей подзаконных, коим и являлся сам Павел. Далее, апостол представляет космическое действо искупления, в котором участвуют: а) Христос; б) подзаконные; в) Начала и Власти. Совершенно недвусмысленно повествуется, что порабощение подзаконных было связано с их рукописанием, с написанными там рукой указаниями, в коих недвусмысленно узнаётся сам Моисеев Закон. Стих 16 как раз и подтверждает это, давая краткое перечисление пунктов рабства. При этом рукописание – записанный Моисеев закон, являлся оружием, которым и пользовались космические Начала и Власти, но которое было пригвождено ко кресту.

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Прямой контекст картины представляет Начал и Властей иудеев обезоруженными, разоблачёнными и посрамленными врагами. Их функции здесь: рабовладение подзаконными (иудеями) через рукописание Моисеева Закона. Убийство же Христа и как следствие буквально стирание долгового рукописания, здесь, скорее всего, связано именно с судебной функцией Начал и Властей, которая восходит к вынесению и исполнению приговоров (платы по долгам расписки) по отношению к преступникам. И здесь свобода от космического рабства – свобода от космических стражей Моисеева закона, от их указаний и кар. Обезоруживание космических стражей, Начал и Властей, есть потеря карательных функций и власти по отношению к подзаконным.

Во многом идентичные воззрения изложены в Послании апостола Павла Галатам, где мы находим тему искупления подзаконных от порабощения [δεδουλωμενοι – dedoulwmenoi] стихиям это мира [στοιχεια του κοσμου] .
3 Так и мы, когда были младенцами, были в рабстве у стихий мира. (Гал.4:3)ПК
Там же, Христово искупление мыслится от проклятия Моисеева закона.
13 Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе [ξυλου] , (Гал.3:13) ПК
При этом Павел пользуется весьма специфической экзегезой и прямо отождествляет крестную казнь и смерть Христа с действием повешения на древе из ВЗ, а закон Моисеев – с проклятием. Само же повешение на древе являлось, согласно текстов ВЗ, показательным позорным действием, производимым после вынесения и исполнения карающего приговора преступникам достойным смерти. Т.е. повешение на древе связано именно с судебным, карательным актом.
22 Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
(Втор.21:22,23);
Применялось показательно к врагам Яхве:
26 Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера.
27 При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, [которые там] даже до сего дня.
(Иис.Нав.10:26,27)
Использовалось также и при жертвоприношении, призванном отвратить ярость гнева Яхве от соплеменников и инициировалось это повешенье непосредственно самим Яхве.
3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.
4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
(Чис.25:3,4)
Можно было бы предположить, что Павел единолично связал римскую, по сути, казнь Христа с древним религиозным ритуалом повешенья на древе. Однако, исследуя книги НЗ можно обнаружить, что такая параллель существует независимо от апостола. Так в книге Деяний Стефан произнеся свою последнюю проповедь обвиняет именно иудеев и именно в повешенье.
30 Бог отцов наших воздвиг Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе [ξυλου] : (Деян.5:30) СП
И хотя в речи Стефана книги Деяний не мыслится никаких космических инициаторов, однако чётко считается, что не римляне, а именно иудеи казнят Иисуса, для них казнь связана с реализацией древнего ритуала.
 
9. Упоминание и контекст. В контексте повествования апостол обосновывает простоту своего учения, своей проповеди "Христа распятого", вопреки требующим "иного" ожиданиям. Однако эта проповедь зиждется у него не в убеждении, но в явлении Духа и силы. При этом Павел свидетельствует и о существовании некой проповеди премудрости среди людей совершенных. Здесь же апостол, скорее всего, и раскрывает суть учения совершенных.
6 А о мудрости мы говорим между совершенными, не о мудрости века сего и князей [αρχονταν – Начал] века сего [αιωνος τουτου - aiwnos toutou] , обречённых на упразднение [καταργουμενων-katargoumenwn – упраздняющихся],
7 но говорим о премудрости [σοφιαν] Божией в тайне [μυστηρις - musthriw], премудрости сокровенной [αποκεκρυμμενην - apokekrummenhn – сокрытой], которую предназначил [προωρισεν - prowrisen – предопределил] Бог прежде веков [αιωνων] к славе нашей,
8 которой никто из князей [αρχοντον – Начал] века сего [αιωνος τουτου] не познал: ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы; (1Кор.2:6-8) ПК
(TR(WH), Majority, TR(STR))
Мудрость Бога здесь, скорее, мыслится не неким тайным учением исключительно посвящённых, но пониманием предвечного плана Божьего.

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Апостол свидетельствует об упразднении (обречении на упразднение) Начал века этого. При этом снова используется термин активного упразднения, истребления [καταργουμενων], которое фактически уже предопределено. Также, в контексте, противопоставляется их мудрость к мудрости Божьей. Поэтому можно сделать и вывод, что во взаимоотношениях с Богом они занимают у апостола позицию именно врагов. Космологическая функция Начал органически связана в повествовании с мудростью Божьей. Попытаемся здесь и раскрыть её содержание.

Апостол повествует, что тайная Божья премудрость – мистерия [μυστηρις – musthriw], изначально была сокрыта, но с её реализацией связана судьба человечества и судьба Начал этого века. Так, она была предназначена к славе дитей Божьих, что есть ныне реальностью для апостола. При этом космические Начала не распознали сути мудрости, содержания предвечного плана и потому распяли Господа славы. И если бы они всё же смогли распознать – то распятия бы попросту не произошло. Павел прямо свидетельствует, что именно Начала произвели распятие. Очевидно, что будучи у апостола космическими силами, они были инициаторами казни. Но почему же тогда при распознании ими плана, распятия бы не произошло? Ответ здесь следующий. Распятие включило некий отсчет времени конца их власти. С одной стороны начался отсчёт на окончательное упразднение Начал, с другой стороны – открылась предопределённая реальность славы детей Божьих, детей Господа славы. Таким образом, премудрость заключена в некоем предопределении [προωρισεν], изначально предопределённом плане, согласно которому дети Божьи – приводятся в славу, а Начала исполняют этот план, но одновременно и самоубийственно предопределяют своё истребление. 

Существует и точка зрения, согласно которой "Начала века сего" трактуются и переводятся соответственно с греческого языка со смыслом власть имущих сего мира, когда в частности под Началами подразумеваются Пилат, Синедрион, император… . Однако такой точке зрения можно аргументировано возразить и практически доказать её ошибочность.
1. В фрагменте используются термины космологической понятийной системы "сей эон" и картина, которую раскрывает апостол, имеет космологический фон. К "Началам" применяется всё тот же термин упразднения, низвержения [καταργουμενων], который используется апостолам в фрагменте (1Кор.15:24-28), по отношению к Началам и смерти. При этом с истреблением врагов Христа - Начал и Властей, у апостола связана его эсхатологическая история мира, когда после их низвержения и истребления смерти начнётся новая эпоха где будет "Бог всё во всём". При этом понимания эсхатологической борьбы Христа со смертью и представителями земных властей (синедриона, Пилата …) является абсурдным. Христос в теологии Павла не является революционером и борцом против земных властей, а сам Павел не был эсхатологическим анархистом.
2. В (1Кор.2:6-8 ) Павел пишет о некой раскрывающейся тайне (мистерии), которая была в Боге от начала, была сокрыта от веков (эонов), предназначалась для славы детей Божьих, и явлена сейчас, во время апостольское (тогда). Это план, и план в котором была смерть Христа, распятие, и как результат стала возможной слава детей Божьих. Если же пробно, по смыслу, подставить вместо Начал – синедрион и римские власти, то абсолютно не ясно, какое они имели вообще отношение к пониманию этой мистерии. Т.е. если они её вдруг поняли, каким-то непостижимым образом, раньше распятия и воскресения увидели тайну, то для чего им, вдруг, поэтому не распинать Христа? Как будто Пилат и синедрион только и думали, как бы дети Божьи не появились, и при этом не получили того, что приготовил "Бог любящим Его".
Таким образом пробная подстановка земных властей приводит к смысловой нелепости. Раскрываемое апостолом содержание крёстной казни и смерти, как космологического события, прекрасно сочетается с космологическими функциями в исследуемых нами раннее отрывках.

1. Христа распинают именно в Иудее. Вдохновителями покарания являются Начала и Власти самих иудеев. Казнь рассматривается апостолом как древний ритуал "повешенья на древе". Но результат покарания оборачивается катастрофой для самих Начал и Властей, они разоблачены и обезоружены. Их судебный документ – рукописание, пригвождён ко кресту. Подзаконные же обретают свободу. Скрижали, Моисеевы скрижали, ангелы Ветхого Завета, Начала и Власти Следует отметить, что данный аспект понимания функции Закона не является полным и единственным. Однако этот аспект связан непосредственно с оригинальной космологической системой апостола и чем-то второстепенным бать не может. Космологические взаимоотношения Начал, Закона и Бога является отдельным вопросом для исследования. Здесь же важно отметить, что космология апостола открывает некий "треугольник", со специфическими взаимоотношениями его составляющих вершин. Этот "треугольник" является предметом разнообразных учений и в первые века христианской эпохи. В известных исторических документах, таких, как работы апологетов, а также всевозможных апокрифических текстах можно найти вариации решений вопросов, связанных с этим "треугольником". Можно кратко графически представить и сами вариации его решений.

 

 



1) Для первого графического представление характерно понимание происхождение Закона Моисеева исключительно Свыше, от Отца Небесного. Начала и Власти при этом являются врагами и противостоят и Отцу и Закону.

2) Для второго графического представление характерно понимание происхождение Закона Моисеева исключительно от богоборствующих Начал и Властей. При этом как они сами, так и их Закон противопоставляется Богу, неся богоборствующую функцию.

3) Третье графическое представление характеризует двойственное отношение Закона Моисеева по отношению к Богу и Началам. Так, в этом случае, в Законе мыслятся моменты, которые либо приходят Свыше, либо же находятся в гармонии, или являются частичным отражением законов вышних, их тенью. При этом другие моменты Закона можно охарактеризовать как происходящими от Начал, либо отражающие их природу и функции. 

4) Последнее же, четвёртое графическое представление характеризует игнорирование в богословии Начал и Властей, и их космологических функций. При этом Закон Моисеев мыслится происходящим исключительно от Бога. 

И здесь можно отметить, что вариации решений космологического "треугольника" в различных богословских системах являлись объектами войны ересиологов того же второго века. Однако самые ранние текстовые документы, на основании которых и рождается данное космологическое представление, являются именно послания апостола Павла. Одним из ярких исторических примеров попытки богословского разрешения космологического "треугольника" является Послание Птолемея Флоре, сохранённое в Панарионе Епифанием Кипрским.

2. Порядок мира, в котором человечество управлялось Началами через страсти и похоти, был нарушен. Во Христе дарован путь свободы. Именно этот момент можно рассматривать, и как причину открывающейся возможности примирения Бога и человека. И разделение в этом случае может мыслиться следствием противостояния природ - органически связанной лукавой природы человека и космических сил, с одной стороны, и вышней природы Божественного естества – с другой.

3. Начала и Власти применили ко Христу свой механизм и инструмент контроля – смерть, сокрушение глиняного тела. Однако Христос – воскрес, и Христовы идут по этому же пути, смерть более не есть абсолютным средством реализации власти. Империя глиняного разрушения потерпела поражение в основе своей. Начала и Власти когда-то вступили в нехорошую карательную, рабовладельческую и глиняную игру, однако по изначальному предопределению Божьему, в конце концов, в "ящик сыграли" именно их.

Таким образом, нами было рассмотрено 9 отрывков, в которых взаимоотношение и функция Начал и Властей относительно не проблематично определялась. Исключением являлся фрагмент №4, в котором был отмечен конфликт, а также был предложен путь его разрешения. Далее выделим последние два фрагмента, в которых Начала и Власти имеют космологическое понимание, однако имеют и ярко выраженный конфликт в его истолковании.

10. Упоминание и контекст. Апостол обращается к адресатам с наставлением беречь свою духовную жизнь от различных веяний, "пустого обольщения по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу", при этом указывает на достаточную полноту во Христе: "в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы преисполнены в Нем …". (Кол.2:9-10)
8 Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ;
9 ибо в Нем обитает вся полнота [πληρωμα] Божества телесно,
10 и вы преисполнены [πεπληρωμενοι] в Нем, Который есть глава всякого начала [αρχης] и власти [εξουσιας];
(Кол.2:8-10) ПК
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Космологическая функция контекстно не определена. Однако Христос является главой Начал и Властей. И это вступает в конфликт с содержанием предыдущих фрагментов. Возможно предположить и решение конфликта – отказ от прямого истолкования понятийного системы и переход в область размежевания власти в мироздании. Т.е. Христос – Он выше любых возможных иерархий, он выше ангелов. Когда автором ставиться вопрос о бессмысленности духовной опоры на Начала и Власти, тогда как их "Глава" – превосходней. Однако решение – частично, конфликт определённо остаётся. В контексте нет перечисления всевозможных ангельских ступеней власти, но применяется чётко и конкретно фундаментальные космологические фигуры, но уже где-то даже в отождествлении с мистическим Телом, глава которого – Христос. Да и применение термина "Глава", по отношению к сущностям по сути демонического характера, и даже само сопоставление старшинства по меньшей мере выглядит странно.

11. Упоминание и контекст. Описание картины сотворения и подченения неких иерархий и существ.
13 Его, Который избавил нас от власти тьмы и перенёс в царство Сына любви Его,
14 в Котором мы имеем искупление, отпущение грехов.
15 Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,
16 потому что в Нем было сотворено всё на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства [κυριοτητες] ли, начала [αρχαι] ли, власти [εξουσιαι] ли, - всё чрез Него и для Него сотворено.
17 И Он Сам есть прежде всего, и всё существует в Нем,
18 и Он же есть глава Тела, Церкви: Он, Который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым,
(Кол.1:13-18) ПК
Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Космические силы созданы во Христе и для Христа. Взаимоотношение с Богом и функция определяют скорее божественное происхождение и их служение Богу.

И здесь появляется абсолютно идентичный, третий по счёту, конфликт. Только теперь Христос не просто глава Начал и Властей, но их же прародитель, Им они созданы и для Него же Самого они созданы. Решением может быть представление, что данная картина отражает некую первоначальную совершенную картину мироздания, картину до восстания и падения ангелов, до восстания и падения Люцифера. Когда в восстании часть иерархий ангелов пала, образовав таким образом "зеркальную" картину. Картину, в которой Начала и Власти находятся уже по обе стороны и конфликтуют между собой. Однако такому разрешению можно возразить тем, что:
а) послания Павла нигде не открывают того, что апостол оперировал бы учением о восстании ангелов;
б) судя по историческим документам, традиционные представления о падении Люцифера были развиты церковными писателями и отцами Церкви - Тертуллианом, Лактанцием, Августином Аврелием. А это уже как минимум конец второго века, тогда как Послания Павла относятся по времени к середине века первого.

Возникновение воззрения о падении Ангелов являются отдельным вопросом, здесь же можно кратко упомянуть следующее:
1. Павел не мог подразумевать представление о восстание ангелов, как нечто само собой разумеющееся, заимствуя его, например, из иудаизма. Ибо в иудаизме напрочь отсутствует понятие, связанное с абсолютным злом и нет Дьявола - Сатаны - Люцифера, в том в смысле, какой придаётся им в традиционном христианском учении. Для иудаизма ни один из ангелов принципиально не способен выступать против воли Яхве, но лишь быть исполнителем и посланцем.
2. Относительно околоиудейских воззрений. Так в апокрифической книге Еноха, цитируемой в Послании Иуды, есть отступившие ангелы, но нет никакого восстания. Более того, из-за своего преступления они содержатся под стражей, "в вечных узах, под мраком, на суд великого дня." (Иуд.1:6) и в космологических действах в системе Павла "участвовать" не способны. Более того, система теодицеи, построенная на основе преступления ангелов книги Еноха, предполагает отсутствие некоего ещё дополнительного восстания.
3. Если предположить, что Павел именно сам и ввёл учение о восстании Люцифера, то учение он должен был революционно и провозгласить в Посланиях, чего совершенно не наблюдается. Попытка же разрешить конфликт через учения, которые не принадлежали изначально апостолу, например, через возможные толкования некоторых стихов книг НЗ, или через поздние учения, не решают задачи понимания системы апостола. Такая попытка ведёт по сути к рождению новых компромиссных религиозных воззрений, но не имеет более никакого отношения к оригинальной космологической системе автора. Однако сделаем и предположение, согласно которому для Павла существовали вне всяких ангельских восстаний некие уровни мироздания, со своими Началами, но которые Павел почему-то никак не разграничивал в тексте для адресатов послания.

В данной работы нашей задачей являлось именно выделение и раскрытие сути теологических конфликтов на срезе понятийной системы апостола. И суть этих конфликтов – своеобразное "выпадение" частей космологии из общего целого.

Таким образом мы выявили 11 фрагментов из Посланий апостола, в которых фигурируют Начала и другие силы в космологическом аспекте. Далее кратко отметим и применение термина "начал" в иных аспектах.

Так, и сам Христос мыслится у Павла началом.
15 Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,
16 потому что в Нем было сотворено всё на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, - всё чрез Него и для Него сотворено.
17 И Он Сам есть прежде всего, и всё существует в Нем,
18 и Он же есть глава Тела, Церкви: Он, Который есть начало [αρχη], Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым,
19 потому что Богу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота,
(Кол.1:15 - 19) ПК
В контексте, с одной стороны, Христос мыслится буквально первенцем всего творения, с другой стороны – началом скорее новой эры, нового эона (во Христе), что связано с воскресением и рождением Церкви.

Далее. В Посланиях используется термины "начала" и "власти" в понимании земных властей. Этот момент можно рассмотреть и исключением из общего правила, когда термины используются в иных значениях.
1 Всякая душа да подчиняется высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом.
2 Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления; а восставшие навлекут на себя осуждение,
3 Ибо начальники [αρχοντες - arcontes] страшны не для доброго дела, но для злого. Хочешь не бояться власти [εξουσιαν - exousian]? Делай доброе и будешь иметь похвалу от неё:
4 ибо она - Божий слуга, тебе на благо. Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое.
(Рим.13:1-4) ПК

1 Напоминай им подчиняться начальствам [αρχαις], властям [εξουσιας]: повиноваться, быть готовыми на всякое доброе дело, (Тит.3:1) ПК
Остальные стихи, где используется слово "начало" не имеют отношения ни к космическим властям ни к властям земным.

(Фил.4:15) – [αρχη] – начало благовестия. (2Фесс.2:13) – избрание ко спасению от начала, либо избрание начатком. [απ αρχης (?) - απαρχην(?)]. К этому же классу использований понятий относится и Послание Евреям, авторство которого всегда признавалось спорным. Вместе с тем необходимо отметить, что в Послании Евреям применяется термин Эон, но в контексте, когда содержания термина тяготит именно к пониманию уровня мироздания, некоего мира, а не качественного временного промежутка. И в этом случае Бог мыслится Творцом миров.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, 2 в эти дни последние говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и сотворил миры [ αιωνας - aiwnas ].
(Евр.1:1,2) ПК

 

 

Анализируя применения терминов в корпусе НЗ можно сделать и следующий вывод. "Начала" в космологическом аспекте отсутствуют в Пасторских Посланиях (Тимофею, Титу), а также в Посланиях Фессалоникийцам, Филиппийцам, в спорном в авторстве Послании Евреям, и в Послании Галатам. С другой стороны Послание Галатам и Филиппийцам содержат определённо космологические аспекты и специфический понятийный аппарат. Начало – Архонт сего мира используется трижды в Евангелии от Иоанна. Книга Деяний, в которой повествуется и об апостоле Павле, а также где передаются его проповеди, оперирует в частности термином [αρχων], однако термин лишён всякой космологической нагрузки и используется исключительно оперировании к начальникам над народом.

И наконец, отметим, что именно книги Нового Завета, а в особенности Послания Павла, являются на данный момент примером самых ранних текстовых документов, в которых находится рассмотренная в работе понятийная система.

 

 © Влад Вальберг. 2007. Полтава. 

vladvalberg@mail.ru