Космология ап. Павла и история распятия в Ев. Иоанна
Ключевые слова: ране христианская космология, учение и представление об ангелах, ангеология, текстология Евангелия от Иоанна, космологическая понятийная система, учения ранних христиан, кто распял Христа, толкование на Иоанна.
В работе по исследованию космологической системы Посланий апостола Павла была предпринята попытка однозначно доказать, что в его мировоззрении Начала и Власти, распинающие Христа, это не Пилат и не Первосвященник, но некие силы небес, противостоящие и Богу и детям Божьим. Также было показано, что эти силы у Павла имеют специфическую связь и с иудеями, с их рукописанием, а также с их (иудеев) духовным рабством. Именно эти силы Христос обезоружил, разоблачил и посрамил. Сами же эти силы, распиная Христа, действовали через людей. Ибо оковы, плети и гвозди – инструменты этих самых людей. А власть самих «власть имущих» опирается на эти инструменты.
Можно провести небольшое сопоставление, цель которого будет заключаться в возможном обнаружении идентичной космологической картины в различных книгах Нового Завета.
Итак, рассмотрим Евангелие от Иоанна. Оно имеет общие моменты понятийной системы, родственной той, что обнаруживается у Павла. Сама эта система есть предметом отдельного рассмотрения, и в данной работе интерес будет представлять лишь её отношение к мистерии Христовых страстей Евангелия от Иоанна. Так, история Евангелие Иоанна открывает противостояние Христа – князю сего міра. В тексте Евангелия слово «князь» - это всё то же Начало (греч. – Архонт - αρχων). У Павла, в единственном числе словоформы, он встречается как князь, господствующий в воздухе.
| 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя [αρχοντα - начала], господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, (Еф.2:2) |
Здесь князь (архонт) действует в сынах противления, к которым в равной степени относятся как иудеи, так и язычники.
Итак, обратимся к событиям, связанным с казнью Христа.
Эпизод первый. Последнее учение Спасителя в кругу учеников.
Иоанна 14 – 16 главы. Христос произносит
| 30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. 31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. (Иоан.14:30,31) |
Иисус говорит об идущем к ним князе. В представлении читающего может возникнуть некое полупрозрачное рогатое чудище, шагающие по холмам и просторам. Но можно обосновано предложить, что речь в тексте евангелия ведётся о тех, кто в этот момент уже шёл схватить Иисуса.
| 3 Итак Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. 4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? (Иоан.18:3,4) |
Воины и служители с фонарями и оружием. Они и есть «руками» князя этого мιра, шедшего схватить Спасителя.
Эпизод второй. Иисус и Пилат.
| 7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. 8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся. 9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. 10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти (власти против Меня – εξουςιαν κατ εμου), если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. 12 С этого [времени] Пилат искал отпустить Его … (Иоан.19:7-12a) |
Иисус свидетельствует Пилату, что имеющаяся у него власть распять Христа, дана ему совершенно не по его изволению, но пришла свыше, от верхов (ανωθεν).
И здесь существует своеобразная «развилка» толкований.
Традиционно будет понимать, что Бог дал власть Пилату распять Иисуса. И именно поэтому больший грех лежит не на Пилате, а на передающем, вверяющим ему Спасителя. Под предающим здесь можно предположить, например, предателя Иуду. В этом случае греха больше на Иуде, чем на Пилате. В таком случае имеем следующее представление событий согласно - Иоан.19:7-12a.
---«Пилат, как бы ты сейчас не решал Мою судьбу знай, что ты не мог бы Меня распять, если бы Бог не дал тебе эту власть. Именно поэтому греха больше сейчас не на тебе, но на Иуде. Так как тебе дана власть от Бога, то греха на тебе меньше чем на Иуде»
Услышав же это, Пилату вдруг захотелось Иисуса отпустить. ---
В таком случае обнаруживается некоторая несогласованность в причинно следственной связи. Естественно будет предложить, что передающий – не Иуда. Так, согласно самого текста Евангелия, Иисуса Пилату передают иудейский народ и первосвященники.
| 35 … Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? (Иоан.18:35б) |
Но больший грех лежит не на первосвященниках, а на том, кто передаёт. Логично связывается, что это всё тот, кто шёл к Иисусу, чтобы схватить, и теперь своими «руками» передаёт Пилату на суд. Больший грех лежит именно на князе сего мiра. Таким образом, в рассматриваемом нами эпизоде можно предложить лежащую в основе мистерии Христовых страстей космологическую картину родственную обнаруживаемой в Посланиях Павла.
Также, родственным будет и представления о непосредственной связи Начал и Властей с иудеями - у Павла, а также князя сего мiра с иудеями - у Иоанна.
| 36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. (Иоан.18:36) |
Казнь, инициируемая князем, связана у Иоанна с преданием Иисуса именно иудеям.
В рассматриваемом космологическом аспекте можно и предложить, что власть против Христа Пилат получил от того же самого князя. Религиозные вожди иудеев требуют от Пилата его решения на казнь и реализуют похоть своего хозяина. Царство же Иисуса - не от сего міра. Спаситель не имеет вооружённой армии, которая бы заступилась за Него, подтвердив в таком случае факт Его правления в этом мiре. Власть же именно в этом міре, подтверждена силой - солдатами, вооружёнными отрядами и имеющими влияние на судьбы служителями и первосвященниками и принадлежит его князю. И именно тот наделил её Пилата, подтвердив силой. Именно тот (князь) и передаёт своими «руками» - солдатами и религиозными лидерами Иисуса ему (Пилату) для казни. И именно поэтому более греха лежит именно на самом князе, противостояние с которым и раскрывается в страстной истории Евангелия от Иоанна.
При таком понимание естественно возникают вопросы. В частности, это слово «свыше» - ανωθεν. В Евангелии от Иоанна слово наделено положительным смыслом. Однако, исследовав текст можно увидеть, что это не есть однозначным моментом. Само же это слово в Евангелии используется и в аспекте обычного месторасположения чего-либо.
| 23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху (ανωθεν). (Иоан.19:23) |
А это прекрасно согласуется с рассматриваемой нами в основе мистерий страстей Христовых космологической картины. В ней Начало, а также Начала и Власти пребывают в «небесном» и в воздухе, т.е. в том же самом «свыше - в верхах». Они же реализуют себя через тех, кто живёт по их воле в ими же опекаемом мiре.
Таким образом, история распятия Христа в Евангелии Иоанна может быть связана с космологической мистерией распятия Посланий апостола Павла. При этом сохраняется внутренняя целостность и обоснованность внутри собственного повествования текста Евангелия.
Влад Вальберг. Март 2008.
vladvalberg@mail.ru